На берег океана выбросило загадочную футбольную рыбу: что это за существа и как они живут?

Эти рыбы настолько редкие, что во всем мире их видели примерно три десятка раз

31 мая 2024Обсудить

Seaside Aquarium

На пляже в штате Орегон (западное побережье США) нашли мертвой самку чрезвычайно редкой глубоководной футбольной рыбы. Обитателей моря прозвали так из-за формы, напоминающей мяч. Теперь ихтиологи ломают голову над тем, что убило это жуткое на вид существо и как оно попало из глубины на берег.

Мрачные отшельники

По данным местного Seaside Aquarium, на ужасающую находку наткнулся один бичкомбер. Так называют людей, изучающих побережья в поисках любопытных находок, которые потом можно выгодно продать.

«Живя в полной темноте, на глубине от 600 до 1000 метров, эти рыбы редко попадаются на глаза людям, — говорится в сообщении Аквариума. — Во всем мире был замечен всего 31 экземпляр».

Ранее таких рыб встречали в России, Японии, Новой Зеландии, Чили, Эквадоре, а на территории США — на Гавайях и в Калифорнии.

Seaside Aquarium

Тихоокеанская футбольная рыба (научное латинское название — Himantolophus sagamius) — это разновидность удильщиков (Lophiiformes) — отряда, насчитывающего более 300 видов глубоководных рыб, которые прячутся в темноте и приманивают добычу к своим клыкастым челюстям с помощью биолюминесцентных «головных уборов». Футбольная рыба может жить на глубине до километра. Их точный ареал неизвестен, но, вероятно, ограничивается Тихим океаном.

В октябре 2023 года другого представителя вида нашли на берегу океана в Калифорнии, а еще одну самку обнаружили на том же пляже в мае 2021-го. У ученых нет ни одной версии, которая объяснила бы, почему оба экземпляра выбросило в одном и том же месте.

Чем необычны футбольные рыбы?

Наука не может похвастать большим объемом данных об этом глубоководном существе, но известное необычайно увлекательно. Как и другие представители своего отряда, они используют свет фосфоресцирующей лампочки на лбу, чтобы привлечь добычу. Сытный обед в темных глубинах — роскошь, поэтому они не привередливы и едят все, что может влезть им в рот.

При этом активно охотятся самки, в то время как самцы больше похожи на паразитов и проводят всю свою жизнь в поисках самки-хозяйки. А когда найдут, прицепляются к первой встречной и остаются с ней навсегда. В конечном итоге самцы полностью сливаются с самками и превращаются в мини-фабрики по производству спермы, которые оплодотворяют ее яйцеклетки.

Как самцы находят самок в кромешной тьме, пока неизвестно. Может быть, благодаря размерам последних: женские особи примерно в 10 раз крупнее мужских. Максимальная длина самки может составлять 60 сантиметров.

Еще более редким, чем футбольная рыба, считается ее сородич, удильщик-мечтатель. Но исследователям однажды удалось встретить эту самую черную рыбу в мире. И даже записать на видео.