Гигагуси: раскрыта загадка древней птицы, которая весила 230 кг

Эти обитатели доисторической Австралии были вдвое крупнее страусов

6 июня 2024Обсудить
Гигагуси: раскрыта загадка древней птицы, которая весила 230 кг

Вымерший «гусь» в представлении современного художника.

Flinders University via Scimex.org

Палеонтологи из Университета Флиндерса наконец нашли полный череп последнего представителя громовых птиц Австралии, дожившего до плейстоцена — гигантского Genyornis newtoni. Ранее его внешний вид и образ жизни восстанавливали буквально по кусочкам и обломкам окаменелостей. Теперь перед учеными практически полная картина — череп и другие части скелета — и они утверждают, что громовые птицы Ньютона были никем иным, как гигагусями. Исследование опубликовано в журнале «Историческая биология».

Птица, да не летает

Вымерший вид Genyornis newtoni был открыт и впервые описан в 1913 году. Тогда палеонтологи обнаружили части черепа огромного животного, ранее неизвестного науке, при раскопках на дне озера в отдаленных землях штата Южная Австралия. Кроме того, что кости сохранились не полностью, при хранении и перевозке окаменелости были сильно повреждены.

Тем не менее, после 600 километров трудного пути и доставки находки в Южноавстралийский музей в Аделаиде, ученые смогли получить некоторые данные. Они классифицировали образец как череп гигантской нелетающей птицы — единственного вида из семейства дроморнитид, дожившего до плейстоцена. Исследователи также рассчитали, что обладатель таких костей был ростом около двух метров и весил примерно 230 килограммов. Это в два раза крупнее самой большой из ныне существующих птиц — страуса.

Гигагуси: раскрыта загадка древней птицы, которая весила 230 кг

Гигантская ящерица охотится на огромную птицу, взгляд современного художника на доисторическую фауну Австралии.

Peter Trusler, Monash University via Sci.news

Полученных данных было недостаточно, чтобы понимать, как именно выглядела эта странная птица и как она жила. Поэтому ученые не оставляли попыток найти еще окаменелости этого вида. Спустя более века поиски возобновили на дне того же высохшего соленого озера Каллабонна в Южной Австралии, и в 2019 году палеонтологи раскопали полный череп G.newtoni с другими его костями.

Гибрид гуся с попугаем

Исследование новых окаменелостей показало, что у Genyornis newtoni была массивная черепная коробка, большие мощные челюсти и необычный «шлем» на макушке. К удивлению ученых, строение клюва G.newtoni, особенно его верхняя часть, сильно отличалась от его ближайших родственников доисторических дроморнитидов.

<p>Фиби Макинерни</p>

«У них была высокая и подвижная верхняя челюсть, как у попугая, но по форме больше похожая на гусиную, широкий зев, большая сила укуса и способность раздавливать мягкие растения и фрукты на небе».

Сверху на клюве у громовой птицы был бугорок, который, по мнению ученых, использовался для общения с сородичами и в брачный период. G.newtoni был очень избирательным едоком — выбирал мягкие фрукты и листья, никакой грубой пищи, говорят эксперты. Судя по конфигурации клюва, он мог менять рацион в зависимости от сезона, что предполагает возможность миграции.

Еще одна особенность черепа подтвердила догадки палеонтологов о том, что громовая птица Ньютона была приспособлена к жизни на воде. Кости ее черепа расположены так, что могли защищать слуховые проходы от попадания внутрь воды, когда она ныряла в озеро в поисках еды.

До этой находки специалисты чаще связывали G.newtoni и его родственников дроморнитидов с вымершей группой крупных нелетающих Гасторнитидов, обитавших в Европе, Азии и Северной Америке. Однако новые данные показывают, что громовые птицы имеют больше общего с так называемыми крикунами — водоплавающими шпорцевыми гусями из Южной Америки.

Почему вымерли доисторические «гигагуси»?

Благодаря новому черепу ученые впервые смогли достоверно изобразить внешность G.newtoni. Теперь они с уверенностью могут сказать, что этот вид являлся фактически гигантским доисторическим гусем. Его адаптация к водной среде может быть связана с вымиранием вида из-за исчезновения среды обитания. Например, озеро Каллабонна когда-то было пресноводным, а территория вокруг него — водно-болотным угодьем. Пересыхание этих водоемов и превращение их в соленые положило конец процветанию G.newtoni. Роль в вымирании последней громовой птицы могли сыграть и люди, которые прибыли на континент около 65 тысяч лет назад.

Что касается обнаруженной особи, ученые предполагают, что она наткнулась на ил на дне озера и сломала ногу, из-за внушительного веса птица упала, не смогла подняться, свернулась калачиком и умерла.

Ранее палеонтологи описали «цыплят из ада», которые были похожи на попугаев-переростков.