Метеорит, упавший на Землю 58 миллионов лет назад, преподнес ученым сюрприз

13 марта 2022
Joana Kruse / Alamy

Ученые из Дании и Швеции провели два независимых исследования 30-километрового кратера под ледником Гайавата в Гренландии. Разные методы показали один и тот же возраст гигантской впадины — около 58 миллионов лет, то есть примерно через восемь миллионов лет после уничтожения динозавров.

Ранее сроки образования кратера были весьма расплывчатыми: считалось, что он появился от удара астероида об уже сформированный ледяной щит примерно между 12 тысячами и 3 миллионами лет назад.

Собрать точные доказательства было трудно, так как над кратером километр льда. Предположения были основаны на косвенных данных, таких, как сканирование радаром.

С момента обнаружения впадины в 2015 году эксперты искали способ исследовать породы кратера. В итоге решение было найдено на берегах рек, которые выбираются из-под ледника и выносят камни и песок на открытое пространство. Геологи из Швеции использовали метод датирования с помощью циркона в прибрежных породах.

Геологи: Гайавата превратил Гренландию из райского уголка в ледяной край
Метеоритный кратер, скрывающийся подо льдом на северо-западе Гренландии
LWM/NASA/LANDSAT / Alamy

Датчане пошли путем аргон-аргонового датирования: нагревая лазером песок, собранный вниз по течению от ледника, они получили газообразный аргон. Изотопы этого газа помогли узнать, сколько радиоактивного распада произошло с момента удара астероида и плавления минералов.

Аргоновый метод установил, что метеорит Гайавата упал на Землю 56–66 миллионов лет назад, уран-свинцовый остановился на более точном возрасте в 58 миллионов лет.

Новые данные опровергают теорию о том, что метеорит врезался в лед. 58 миллионов лет назад — в конце палеоцена — Гренландия не была арктическим островом, а, скорее, выглядела как тропические леса с умеренным климатом и множеством животных.

Падение Гайаваты не было таким катастрофическим, как то, что привело к вымиранию динозавров. Но астероид был в километр шириной и в миллион раз мощнее атомной бомбы. Удар мог оказаться достаточным, чтобы навсегда изменить местный и глобальный климат.