Где смотреть звездопад Персеиды в августе 2023 года (и почему на самом деле это не звезды)

Выбираемся на природу и наслаждаемся видом

27 июля 2023

Откуда берутся «звездопады» в августе

Приближается в прямом смысле слова «звездный час» жителей Северного полушария нашей планеты — нам повезло каждый год в августе наблюдать один из самых известных и ярких метеорных потоков Персеиды. Хотя название свое он берет от созвездия Персея — так как с Земли кажется, что метеоры вылетают именно оттуда, — этот звездный дождь на самом деле является «хвостом» кометы, через который мы проходим раз в год. А «звезды» — метеорами, некоторые из которых размером с песчинку, однако, вспыхивая в нашей атмосфере, они устраивают землянам яркое шоу.

Комета Свифта-Туттля совершает свой оборот вокруг Солнца в среднем за 130–136 лет, соответственно, к Земле приближается не чаще. Однако, «подтаивая» на Солнце, она выбрасывает из ядра такое большое количество породы, частиц пыли и льда, что их хватает надолго. Земля встречается с этим шлейфом, двигаясь по своей орбите, раз в год. По данным ученых, период прохождения планеты через поток метеоров длится с 14 июля по 1 сентября.

Максимум активности Персеид — это две летние ночи, с 11 на 12 и с 12 на 13 августа. В это время число метеоров может достигать 100–150 в час, то есть в минуту можно будет увидеть две и более «падающих звезд».

Getty Images

Что такое Персеиды и как они выглядят

Метеоры врываются в нашу атмосферу на скорости от 150–210 тысяч километров в час. Поэтому выглядят они зачастую действительно как струи дождя: прочерчивают небо наискосок сплошными или прерывистыми линиями. А иногда оставляют вспышки или даже огненные «шары» на небосклоне.

Особенно яркие светятся по несколько секунд — это болиды. По незнанию и под впечатлением такого зрелища некоторые наблюдатели ежегодно в августе сообщают о том, что были свидетелями НЛО.

Звездопад в 2023 году: когда смотреть на Персеиды

По словам специалистов Московского планетария, в этом августе будут наиболее благоприятные условия для наблюдения Персеид. Луна на пике метеорного потока будет новорожденной и только начнет прирастать. Поэтому свет от нее мешать не будет.

Смотреть можно будет от заката до рассвета, но лучше с 23 часов, а самое многообещающее время — с 2 до 4 утра. Причем не только в «пиковые» ночи: метеоры станут ярче и активнее уже за неделю до 12 августа и еще неделю после поток будет сохранять интенсивность.

Getty Images

Персеиды — где наблюдать?

Так как радиант метеорного потока находится в созвездии Персея, севернее экватора, то и видно его лучше всего в северном полушарии. Итак, мы — жители России, уже здесь. И теперь, как советуют ученые, лучше отправиться подальше от огней большого города — не менее, чем на 100 километров, а от маленьких городков лучше удалиться хотя бы километров на 30.

Лучшие места для просмотра «звездопада», конечно, в горах, но и другая природа — где небо не засвечено фонарями, окнами домов и не затянуто смогом — тоже подойдет.

Как правильно наблюдать «звездный дождь»?

Персеиды стали такими популярными, в частности, потому, что это самый доступный для простого наблюдателя метеорный поток: для того чтобы увидеть «звездный ливень», не нужны телескопы, бинокли и какая-либо еще специальная аппаратура. Наоборот, лучшим инструментом является невооруженный глаз, который позволит охватить всю широту небосклона, а не более узкий «просвет» оптики.

Поэтому теплыми августовскими ночами желающие загадать желание или просто посмотреть на падающие «звезды» могут обратить свое внимание на северо-восток, где будет находиться созвездие Персея. Оттуда и будут вылетать яркие метеоры, оставляя свои следы на небе.

Как выглядит Солнце на самом подробном снимке астрофотографов, смотрите здесь.