Где голова у морской звезды? Решение непростой загадки от морских биологов

Голову нашли, но где тогда остальное?

2 ноября 2023Обсудить
Где голова у морской звезды? Решение непростой загадки от морских биологов

Zoonar via Legion Media

Долгие годы (если не века) натуралисты ломали голову над тем, что представляет собой голова морской звезды, и где она вообще находится. Но разгадка этого вопроса удивит поколения исследователей.

У морских звезд пять конечностей, и с помощью каждой из них иглокожее может двигаться в любую сторону — так, что не отличить, где у звезды начало, и где конец. Из-за необычного строения тела морских звезд ученые вообще пришли было к выводу, что эти существа безголовые. Но всё оказалось не так просто.

Исследователи из Стэнфордского университета и Калифорнийского университета в Беркли обнаружили, что группы генов, связанные с развитием головы, у молодых морских звезд находятся практически повсюду, а экспрессия генов, отвечающих за формирование туловища и хвоста, по большей части отсутствуют.

Кроме того, в журнале Nature ученые рассказали, что молекулярные сигнатуры, обычно связанные с передней частью головы, у морских звезд находятся в середине каждой конечности.

В результате исследователи пришли к выводу, что морские звезды не только не были безголовыми, но и в ходе эволюции потеряли тела, превратившись в одну сплошную голову, ползущую по морскому дну. Что, впрочем, не мешает им выигрывать в фотоконкурсах о живой природе.