Флейта с голосом ястреба: посмотрите на инструменты, которые использовали для охоты 12 тысяч лет назад

Археологи поражаются тому, что люди палеолита могли изготавливать такие сложные предметы

13 июня 2023Обсудить
Scientific Reports

Во время раскопок на территории палеолитического поселения Айн-Маллаха в Израиле археологи нашли семь флейт, сделанных из тонких птичьих костей. Возраст находок превышает 12 тысяч лет. Ученые, статья которых опубликована в журнале Scientific Reports, предположили, что и выбор костей, и расположение отверстий в них не случайны — в результате получаются звуки, похожие на те, что издают хищные птицы. Видимо, эти флейты были предназначены не столько для исполнения музыки, сколько для охоты, считают исследователи.

Айн-Маллаха — поселение натуфийской археологической культуры. Натуфийцы, обитавшие на территории Леванта 15–11 тысяч лет тому назад, были первыми охотниками-собирателями палеолита, которые перешли от кочевого образа жизни к оседлому, продолжая охотиться, ловить рыбу, собирать плоды и растения, но при этом постепенно начиная осваивать земледелие и скотоводство.

Айн-Маллаха расположена вблизи озера Хула, на берегах которого отдыхают перелетные птицы. Судя по находкам, жители поселения активно охотились на водоплавающих птиц, остававшихся зимовать на озере. Найденные флейты — одна целая и шесть фрагментов — сделаны из длинных костей крыльев чирка-свистунка, лысухи и других некрупных представителей семейства утиных.

В костях просверлены от одного до четырех отверстий, которые, как и в современных флейтах, зажимали пальцами. В трех случаях отверстие также было проделано в суставном конце кости, чтобы сформировать подобие мундштука. Вокруг отверстий осталось много царапин и других отметин, которые говорят о том, что инструментами активно пользовались.

Чирок-свистунок
Dominik Kindermann
Пустельга

Чтобы выяснить, какие звуки можно извлечь из подобных инструментов, ученые провели эксперимент, изготовив аналогичные флейты из тонких утиных костей. Оказалось, что это трели чрезвычайно высокой частоты, которые, как предположили исследователи, призваны имитировать звуки, издаваемые птицами. Больше всего они напоминают крики хищных птиц — обыкновенной пустельги и ястреба-перепелятника.

Ранее в Айн-Маллаха были обнаружены когти этих птиц, на которых присутствовали явные следы человеческого воздействия. Исследователи предполагают, что пустельга и ястреб-перепелятник могли иметь для натуфийцев ритуальное значение. Люди приманивали этих птиц с помощью звуков костяных флейт, убивали и использовали их когти и перья для украшений.

Находка, сделанная в Айн-Маллаха, уникальна — ничего подобного, относящегося к этой эпохе, прежде не находили. Поражает сам факт того, что люди времен палеолита умели мастерить настолько сложные в изготовлении, требующие тонкой работы инструменты, отмечают исследователи.