Эволюция не остановилась: у людей нашли 155 генов, которые появились после разделения с обезьянами

Мы слишком мало знаем о своем виде

23 декабря 2022
Panther Media GmbH / Alamy

В геноме человека есть как минимум 155 элементов, которых не было у обезьян. Речь идет о так называемых генах de novo, или безродных, которые спонтанно возникают из некодирующих фрагментов ДНК. Эти участки генома долго считали «мусорными», так как было непонятно, зачем они существуют.

Как выяснили ученые из Тринити Колледжа Дублина (Ирландия) и Исследовательского центра биомедицинских наук имени Александра Флеминга (Греция), после отделения от общего предка с шимпанзе, произошедшего около шести миллионов лет тому назад, в человеческом геноме вовсю продолжали рождаться новые «безродные» гены.

Исследователи, статья которых опубликована в журнале Cell Reports, нашли 155 таких генов, причем два из них оказались абсолютно уникальными: кроме человека, у других представителей животного мира они не встречаются. Другие человеческие гены de novo своими истоками уходят к общим предкам всех млекопитающих.

Ученые установили, что все обнаруженные новые гены кодируют выработку микробелков, состоящих из коротких (менее ста) последовательностей аминокислот. Лабораторные эксперименты показали, что, по крайней мере, 44 таких микробелка, включая два присущих только человеку, могут играть важную роль в размножении клеток. Так ли это, предстоит подтвердить в ходе будущих исследований.

Напомним, Нобелевскую премию 2022 года по физиологии и медицине присудили за секвенирование генома неандертальца — антрополог Сванте Паабо выяснил, что у нас общего с далеким предком и в какой момент мы пошли разными путями.