«Это не диета, а образ жизни»: ученые разработали рацион, продлевающий жизнь

Авторы исследования изучили все самые известные диеты и взяли из каждой лучшие рекомендации

30 апреля 20221
TasiPas / Alamy

Еда как фактор старения

Специалист по старению Вальтер Лонго из Университета Южной Калифорнии изучил данные сотен исследований с животным и людьми, чтобы вывести «диету долголетия». Автор перечислил продукты, которые стоит употреблять, но заметил, что одинаково важны два аспекта: состав и калорийность еды, а также сочетание питания с голоданием.

Лонго использовал более чем вековой опыт ученых, а также свои собственные исследования, чтобы понять, как рацион сказывается на старении и здоровье с возрастом. Вместе с коллегой они проанализировали данные о питании, болезнях и продолжительности жизни лабораторных животных и участников научных наблюдений.

Оценивалось влияние популярных диет: с ограничением калорий; кетогенной (с высоким содержанием жиров и низким — углеводов); средиземноморской; вегетарианской. Также ученые проанализировали разные виды голодания: краткосрочное; интервальное (когда выдерживаются определенные перерывы); периодическое (два и более дней).

Авторы учитывали наличие таких предвестников заболеваний, как уровень инсулина и инсулиноподобного фактора роста, С-реактивного белка и холестерина. В результате ученые выявили связь между полезными и питательными веществами в еде, голоданием, генами и долголетием.

Что можно и нельзя есть

Авторы рекомендуют включить в рацион долголетия:

• много овощей, орехов и оливкового масла;

• цельнозерновые и бобовые культуры;

• небольшое количество рыбы и белого мяса.

Нельзя есть:

• красное и переработанное мясо;

• рафинированные зерновые (то есть обработанные и потерявшие витамины и минералы);

• сахар, но немного темного шоколада пойдет на пользу.

Голод пойдет на пользу

Все приемы пищи должны укладываться в 11–12 часов в течение дня — это позволит выдерживать такой же 12-часовой период голодания. Каждые 3–4 месяца полезно делать 5-дневный цикл голодания или диеты, имитирующей его. Если к этому подходить грамотно, после консультации с врачом, голодание поможет снизить артериальное давление, резистентность к инсулину и другие подобные факторы.

«Диета долголетия» по сути не является диетой, это образ жизни, считают авторы. По их словам, рекомендации должны быть адаптированы индивидуально с учетом пола, здоровья, генетики и возраста. Например, людям старше 65 лет потребуется увеличить количество белка в рационе для мышц и поддержания активности.