Это было бы логично: ученый объяснил, почему люди могут стать маленькими
Фото
Photo 12 / Alamy

Ведущий британский эксперт-палеонтолог Стив Брусатте из Эдинбургского университета заявил, что изменение климата на планете в сторону потепления может постепенно привести к уменьшению роста людей и размеров животных. Об этом он рассказал в интервью The Guardian, ссылаясь на многочисленные исследования древних останков человека и других млекопитающих.

Согласно одной из научных работ, около 55 миллионов лет назад, в период, который специалисты называют палеоцен-эоценовым тепловым максимумом, лошади стали меньше в размерах. Эксперт сравнил тогдашнее положение лошадей с тем, что может ожидать людей, так как свидетельства говорят о жутковатом сходстве с сегодняшними событиями.

Наблюдения за современными животными показывают, что мелкие виды легче переносят глобальное повышение температур. Ученые отмечают, что животные в теплых краях зачастую мельче своих сородичей, обитающих в холодном климате. А благородные олени на Севере Европы и в Скандинавии с приходом более теплых зим становятся меньше.

Все это соответствует правилу Бергмана. Экологический принцип, сформулированный немецким биологом, объясняет: выработка тепла у теплокровных зависит от объема тела, а скорость теплоотдачи — от площади поверхности. При увеличении размеров организма объемы растут быстрее, чем поверхность. Из-за этого пухлым животным тяжелее избавляться от избыточного тепла.

Брусатте напомнил также об ископаемом виде карликовых людей с острова Флорес в Индонезии, так называемых хоббитах. Их максимальный рост достигал 109 сантиметров. Вполне вероятно, что этот человеческий вид уменьшился вследствие сокращения ресурсов. В одной из недавних работ немецкие и британские ученые тоже предположили, что температура — основной фактор изменения размеров тела человека на протяжении последнего миллиона лет.

Не все эксперты согласны с такими выводами: скептики отмечают, что другие факторы — пища и ресурсы — имеют большее значение. А люди со своими технологиями — кондиционерами, отоплением, современной одеждой — сегодня мало подвержены естественному отбору.