Если космонавт умрет на Марсе, как его будут хоронить? Рассказывает профессор космической медицины

Кремировать или закапывать тело не будут

7 августа 2023Обсудить
Кадр из фильма «Марсианин» (2015 г., реж. Ридли Скотт).
Legion Media

О смерти людей во время космических полетов мы слышим редко, но это не значит, что инцидентов нет совсем — на сегодняшний день зарегистрировано 18 таких случаев. Учитывая сложность полетов, это невысокий показатель, но в НАСА считают, что с ростом популярности коммерческих полетов статистика может изрядно подпортиться. Но что происходит с телом человека, если он погибнет в космосе?

Профессор космической медицины и медицины неотложных состояний из Медицинского колледжа Бэйлора Эммануэль Уркиета рассказал, что есть разница в том, где случилась смерть космонавта. Если это произошло на борту Международной космической станции, то экипаж может вернуть тело на Землю в капсуле в течение нескольких часов. Если такое случится на Луне, экипаж мог бы вернуться домой с телом всего через несколько дней. При это главной задачей в этом случае будет не сохранение тела, а обеспечение того, чтобы оставшийся экипаж благополучно вернулся на Землю.

А вот если один из космонавтов умрет во время полета на Марс, экипаж, скорее всего, не сможет вернуться, и тело будет путешествовать со всеми остальными до конца миссии, пусть даже она займет несколько лет. Теоретически постоянная температура и влажность внутри космического корабля помогут сохранить тело в отдельной камере или в специальном мешке для трупов.

При этом кремировать или хоронить тело на Марсе никто не будет. Кремация потребует слишком много энергии, которая еще пригодится уцелевшему экипажу, а захоронение нежелательно потому, что бактерии и другие организмы могут загрязнить марсианскую поверхность.

Также Эммануэль Уркиета рассказал, что будет с человеком, если он выйдет в открытый космос без скафандра. По словам профессора, он погибнет почти мгновенно. Потеря давления и воздействие космического вакуума лишат астронавта возможности дышать, а кровь и другие биологические жидкости закипят. Но вряд ли человек без скафандра взорвется — это не больше, чем один из 5 самых популярных мифов о космосе, в которые верят до сих пор.