Эхо взрывов доберется до Земли: на Солнце с начала года произошло уже 3 мощных вспышки

Для сравнения: за весь 2022 год их было всего семь

12 января 2023
NASA / SDO

О крупнейшем с 2017 года всплеске солнечной активности рассказали в Лаборатории солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ РАН. Ученые говорят: такой сильной мощности сейчас они не ожидали.

Первую вспышку класса Х приборы зафиксировали в ночь с 5 на 6 января. Ее мощность составила около 1026 джоулей. Как пояснили астрономы, это почти в миллион раз превышает годовую выработку энергии человечеством в современную эпоху.

Вторую вспышку зарегистрировали поздно вечером 9 января. Она оказалась в два раза мощнее первой и стала второй по силе с сентября 2017 года.

«Этот всплеск активности стоит признать необычным, — уже тогда сказали в лаборатории. — За весь предыдущий год на Солнце было зарегистрировано только семь вспышек данного класса. Число солнечных пятен (это один из основных индикаторов вспышек) примерно на 50% уже опережает прогнозируемое ранее число».

Но прошло чуть больше суток, и астрономы зафиксировали уже третью вспышку. Пик ее мощности пришелся на 01:47 11 января.

Как измеряют активность Солнца?

Класс X является высшим уровнем пятибалльной шкалы солнечных вспышек. Самые слабые — первые два класса, обозначаемые буквами А и B, следующий класс C — средний. Два высших класса — M и X. Каждый следующий класс превосходит предыдущий по мощности примерно в 10 раз.

«Рост числа вспышек наглядно свидетельствует о приближении максимума активности Солнца, пик которого ожидается в течение 2-3 ближайших лет, — говорят ученые. — Вместе с тем, столь сильная мощность солнечных взрывов на такой ранней стадии цикла является неожиданной. По всей вероятности, речь пока что идет не о системном переходе в стадию максимума, а о локальном всплеске активности».

При этом астрономы подчеркнули: когда этот всплеск окончится, непонятно. Пока что нет никакой тенденции к снижению активности. Кстати, это считают очень удивительным фактом: обычно взрывная энергия заканчивается после таких мощных взрывов, но сейчас нет даже признаков ее исчерпания.

NASA / SDO

Чем это чревато для Земли?

Астрономы пока не могут предсказать, когда окончится всплеск активности, и это тревожный факт: из-за вращения Солнца основной центр солнечных взрывов смещается в сторону Земли. Если до конца недели взрывная энергия Солнца не будет исчерпана, эхо от взрывов начнет достигать нашей планеты. Сейчас на пути потоков плазмы и частиц расположена Венера.

«Точно на линии Солнце-Земля центр активности окажется в субботу-воскресенье, — предупреждают ученые. — Если текущий всплеск активности Солнца к этому времени не угаснет, новая серия взрывов ударит прямо по Земле».

Последствия могут быть неприятными: от радиационной нагрузки на космическую технику, работающую около планеты, до геомагнитных бурь.

Ранее астрофотограф из США опубликовал максимально подробный снимок Солнца.