Джефф Безос и Ричард Брэнсон спорят, кто из них первым отправится в космос

Брэнсон отправится в полет 11 июля, но в компании Безоса не считают его полет космическим

10 июля 2021

В преддверии полета в космос миллиардера Ричарда Брэнсона, который неожиданно стал членом экипажа корабля VSS Unity своей компании Virgin Galactic в полете, запланированном на 11 июля, в компании Blue Origin усомнились в том, что полеты VSS Unity можно считать космическими.

Ричард Брэнсон
MARK WILLIAMSON/SCIENCE PHOTO LIBRARY
Джефф Безос
Chuck Bigger / Alamy

И Virgin Galactic, и Blue Origin разрабатывают корабли для туристических суборбитальных полетов (VSS Unity и New Shepard), а первым о своем полете в космос на корабле New Shepard объявил основатель компаний Amazon и Blue Origin Джефф Безос. Первый запуск New Shepard с людьми на борту назначали на 20 июля, а вскоре стало известно о полете с участием Брэнсона, который состоится на девять дней раньше и позволит Брэнсону опередить Безоса.

В Blue Origin, однако, считают, что полеты VSS Unity нельзя считать космическими, поскольку стартующий с самолета-носителя корабль Virgin Galactic поднимается чуть выше 80 километров, тогда как Международная авиационная федерация провела границу космоса на высоте 100 километров над уровнем моря (так называемая линия Кармана). На высоте 80 километров космос начинается для ВВС США, НАСА и Федерального управления гражданской авиации США, и этой же точки зрения придерживаются в Virgin Galactic.

Корабль Blue Origin тоже предназначен для суборбитальных полетов, но стартует при помощи многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя и в полете ненадолго пересекает линию Кармана, что дает компании Джеффа Безоса основание считать полет New Shepard по-настоящему космическим. Пассажиры VSS Unity, по мнению представителей Blue Origin, не вправе называть себя астронавтами.

Претензии компании Безоса звучат не слишком убедительно. По словам астронома Джонатана МакДауэлла из Гарвардского университета, научные исследования подтверждают, что космос начинается на высоте более 80 километров. При этом позиция Международной авиационной федерации не имеет статуса нормы международного права.

Напомним, в состав экипажа VSS Unity в полете 11 июля помимо Брэнсона вошли два пилота и три сотрудника Virgin Galactic. Джефф Безос полетит в космос 20 июля в компании своего брата Марка, победителя специального аукциона, заплативший за билет 28 миллионов долларов (его имя держится в секрете), и 82-летней летчицы Уолли Фанк, участвовавшей в частной программе подготовки женщин-астронавтов «Меркурий-13». Фанк станет самым пожилым астронавтом в истории, превзойдя рекорд Джона Гленна, побывавшего в космосе в 77 лет.

Использованы материалы: The Verge