«Дракон свернулся в клубок и спит»: что на самом деле сфотографировал марсоход? Объясняет ученый

Очередное фото ровера с Красной планеты взволновало интернет

20 апреля 2023
NASA / JPL-Caltech / LANL / Paul Hammond

Странные объекты были сфотографированы ровером Curiosity еще 15 мая 2022 года на склоне горы Шарпа высотой около 5,5 километра. На снимках видны образования вытянутой формы, украшенные ребрами и зубцами, напоминающие скелеты драконов.

Однако сенсации не случилось — как объяснили в NASA, это ни что иное, как камни, которые подверглись выветриванию и эрозии.

«Марсианские камни странной формы берут свое начало в древнем прошлом планеты, когда через трещины в скалах еще просачивалась жидкая вода, неся с собой минеральные отложения. Они тверже, чем окружающая скальная порода, поэтому постепенно ветер выдул все вокруг, кроме минеральных отложений», — приводит издание foxchattanooga.com комментарий Эндрю Гуда из Лаборатории реактивного движения NASA.

Дверь, медведь и другие «странности»

Это уже далеко не первый случай, когда на Марсе замечают какие-то загадочные объекты и изображения. Например, в мае 2022 года всех взволновала четко вырезанная в склоне марсианской скалы дверь, на которую обратили внимание пользователи Сети, изучая очередной снимок Curiosity. Специалистам пришлось объяснять, что это не дверь, а естественная геологическая особенность.

А в январе 2023 на фото поверхности Марса, опубликованном астрономами проекта HiRISE, все увидели круглую медвежью морду с глазами-бусинками, носом и приоткрытым ртом. Ученые предположили, что «глаза» — это два кратера, «нос» — разрушающийся холм над древним кратером, а контур «лица» — застывшие отложения лавы и грязи.

Почему нам кажется, что горы и лава — это лица и предметы?

Все дело в парейдолии — зрительной иллюзии, при которой человеческий мозг автоматически достраивает случайные, абстрактные, иллюзорные образы и сочетания объектов до реальных. При этом люди склонны видеть везде человеческие лица, так уж устроен наш мозг.