Достали с глубины 3600 м: как российские геологи добыли лед возрастом 1,2 млн лет

И зачем он вообще понадобился ученым

8 февраля 2024

AP Photo/Brennan Linsley via ТАСС

Участники 69-й Российской антарктической экспедиции, работающие на станции «Восток», достали из-под «панциря» континента лед, которому более 1 миллиона 200 тысяч лет. Уникальность образцов в том, что в них древний атмосферный лед переходит в озерный с поверхности озера Восток, которое уже миллионы лет находится в изоляции от наземной окружающей среды. По сути, это аналог подледных океанов, которые астрономы обнаруживают на других планетах.

Работы по бурению антарктического льда на российской станции ведутся уже десятки лет. Скважина на станции «Восток» является самой глубокой в мире. На этот раз, как сообщили в пресс-службе Русского географического общества, ученые смогли получить ледовые керны (цилиндрические образцы) с глубины 3610 метров.

Водная поверхность озера начинается примерно на 3769 метрах. Однако во время первичной обработки в холодной лаборатории на станции исследователи измерили относительное содержание пузырьков воздуха в кернах. И установили, что в них есть два типа льда — атмосферный, из которого состоит ледовый покров Антарктиды, и озерный — который, по-видимому, намерзал на подошву антарктического ледника с поверхности озера Восток.

«В процессе бурения скважины на глубину до 3610 метров получены новые образцы уникального льда, возраст которого превышает 1,2 миллиона лет», — говорится в сообщении РГО.

Существование озера, скрытого подо льдами Антарктиды, впервые предположил советский и российский геоморфолог Андрей Капица в 1950-х годах. В начале 1960-х он же получил первые подтверждения, когда проводил сейсмическое зондирование ледникового щита под станцией «Восток» и зафиксировал сигнал, похожий на отражения от границы льда с водой.

За десятки лет теоретических и практических исследований стало известно, что озеро действительно есть, его размер — примерно 250 на 50 километров, а глубина — более 1200 метров. Считается, что от земной атмосферы оно изолировано уже миллионы лет, поэтому в нем может существовать даже неизвестная до сих пор науке жизнь — уникальные микроорганизмы. Эта экосистема может представлять собой аналог подледных океанов на ледовых спутниках Юпитера (Европе, Ганимеде, Каллисто) или Сатурна (Энцеладе).

Не менее интересен геологам и древний атмосферный лед. Ледяной панцирь Антарктиды складывался из атмосферных осадков, которые при низких температурах не таяли, а накапливались слой за слоем, превращаясь в лед. Верхние слои — современные, и соответственно, чем глубже слои, тем они древнее. Именно в этом ценность глубинных кернов, по анализу льда которых ученые могут узнать, какой была атмосферы сотни тысяч лет назад — а в данном случае более 1,2 миллиона лет назад. И какие климатические изменения происходили тогда на планете.

Образцы герметично упаковали — вскоре они отправятся на судне «Академик Федоров» в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт для более подробных исследований.

Ранее российские ученые рассказали о самом большом айсберге на Земле, который откололся от ледяного континента.