Длинноголовые: в 1000-летнем захоронении викингов нашли останки женщин с деформированными черепами

Ученые думают, что эти дамы были неместными

3 апреля 2024

Схематичное расположение останков в могиле (справа) и это же захоронение в представлении современного художника (слева).

ATA/Riksantikvarieämbetet, Excavations G. Gustafson 1884–1887; reworked by author (right); Mirosław Kuźma/Matthias Toplak 2019 (left).

Археологам известно, что викингам не было чуждо понятие модификации собственного тела: древние скандинавы обтачивали и заостряли собственные зубы, вырезали на них узоры. Однако новые находки поставили ученых в тупик — на шведском острове Готланд в Балтийском море были обнаружены три женских захоронения эпохи викингов, причем у женщин при жизни была искусственно вытянута затылочная часть черепа. Ничего подобного у средневековых жителей Скандинавии прежде не наблюдали, отмечают исследователи, статья которых опубликована в журнале Current Swedish Archaeology.

«Длинноголовые» женщины были захоронены в разных местах острова, но их черепа были деформированы совершенно одинаково. Все захоронения датируются одним и тем же временным периодом — концом XI века. Одна из женщин умерла в возрасте 25–30 лет, а две другие — в возрасте 55–60 лет.

Могилы были искусно декорированы, женщин похоронили по христианскому обряду, с богатыми украшениями и другими аксессуарами, характерными для женской одежды средневекового Готланда, — все это говорит о том, что «длинноголовые» дамы, несмотря на свою странную, уникальную внешность, не были отщепенками, они были уважаемыми членами местного сообщества, отмечают ученые.

Тем не менее, исследователи предположили, что эти женщины могли быть не местными уроженками, а приехать на Готланд откуда-то с юго-востока Европы, где в IX–XI веках практиковали подобную искусственную модификацию черепа. Возможно, они были дочерями готландских или восточно-балтийских купцов, торговавших с этими регионами, и черепа девочек деформировали в раннем возрасте.

Кроме могил женщин с удлиненными черепами, шведские археологи также нашли на Готланде около 130 мужских захоронений эпохи викингов. На зубах покойных были выточены горизонтальные бороздки. Ученые предполагают, что эти бороздки служили символами принадлежности к узкой группе людей, занимавшихся торговлей.

Как выглядел участник битвы ополченцев Готланда с датскими рыцарями, смотрите здесь.