Мы не можем представить Новый год без доброго дедушки с белой бородой и мешком подарков, но этот привычный образ возник не так давно. Vokrugsveta.ru рассказывает, как «родился» Дед Мороз, почему новогодний волшебник некоторое время был запрещен в СССР и сколько ему может быть лет.
Суровый дух мороза
Можно сказать, что корнями образ Деда Мороза уходит в славянскую мифологию. По одной из версий, прототипом доброго дедушки-дарителя считается языческое божество зимней стужи и холода. Под любым из своих имен (Мороз, Трескун, Карачун и Студенец — лишь некоторые из них) он символизировал трудности, с которыми нашим предкам приходилось сталкиваться зимой.
Мороз представлялся язычникам как седой дед с бородой, обладающий властью над погодой и приносящий холода, которые становились суровым испытанием для людей. Поэтому язычники пытались задобрить «дедушку» и возводили идолов — именно из этой практики, предположительно, происходит традиция лепить снеговиков, — а некоторые даже приносили ему жертвы. С жертвоприношениями Морозу можно связать и образ Снегурочки: чтобы смягчить нрав божества, ему «подносили» девушку, оставляя ее замерзать насмерть.
Впрочем, современные исследователи склонны считать такой образ языческого бога преувеличенным. По всей видимости, он возник уже в советские годы, когда Деда Мороза временно сочли пережитком дореволюционного прошлого, но об этом позже.
И все же в восточнославянском фольклоре встречается персонаж по имени Мороз — не бог, но дух зимы и холодов, которого некоторые наши предки старались задобрить. Во время зимних Святок Мороза принято было приглашать на трапезу или символически подносить ему кисель, кутью или другое блюдо с просьбой смилостивиться и не губить урожай.
В виде старика с седой бородой образ духа зимы попал в народные сказки — только теперь его звали Морозко. Но нрав его по-прежнему был крут: в сказке про трудолюбивую девушку и ее ленивую сводную сестру Морозко, подвергнув обеих испытаниям, одаривает труженицу приданым, а лентяйку убивает.
Добрый рождественский дед
В XIX веке русские народные сказки привлекли внимание собирателей фольклора. Так, в 1856 году история про Морозко вошла в сборник сказок, изданный Александром Афанасьевым. Однако первым этот сюжет записал и переработал писатель Владимир Одоевский: его сборник «Сказки дедушки Иринея», подготовленный в 1840 году и впервые опубликованный в 1841-м, включал сказку «Мороз Иванович».
Волшебный персонаж сказки Одоевского все еще мало напоминает Деда Мороза. Покрытый инеем Мороз Иванович не ходит к детям и не приносит им подарки. Вместо этого две девочки, Рукодельница и Ленивица, попадают к нему в дом через колодец. Однако по сравнению с народной версией сказки седой старик заметно подобрел: поручения Мороза Ивановича сводятся к выполнению простых работ по дому, а Ленивицу, которая делает все из рук вон плохо, он оставляет в живых.
Примерно в то же время, когда Одоевский опубликовал свою сказку, в российских городах начали активно заимствовать европейские традиции празднования Рождества: наряжать елки, устраивать праздники для детей и дарить им подарки.
«Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, „заведующий“ елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки „на отечественную почву“ и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?» — пишет доктор филологических наук Елена Душечкина (1941–2020) в монографии «Русская елка: история, мифология, литература» (2002).
Этот персонаж окончательно оформляется в 1880-е годы, однако процесс выбора имени для доброго дарителя затягивается до начала XX века. Среди использовавшихся вариантов — старый Рупрехт (имя, отсылающее к немецкой традиции празднования Рождества), добрый Морозко, просто Мороз и Ёлкич.
Предпринимались также попытки по западной традиции связать рождественского деда с Николаем Чудотворцем, однако такая ассоциация не прижилась. В конечном итоге народ делает свой выбор в пользу «Деда Мороза» и формирует его окончательный образ: это румяный старец с длинной седой бородой, одетый в шубу или тулуп и валенки; он носит с собой посох и мешок с подарками, зимой живет в лесах, а летом — уходит в тундру или на Северный полюс.
Не последнюю роль в создании облика дореволюционного Деда Мороза сыграли рождественские открытки — сперва зарубежные, а затем и отечественные. Обычным явлением стали елочные игрушки в виде Деда Мороза или изображающие его фигуры, которые ставили под елку. К 1880-м годам относятся свидетельства о появлении на праздниках елки в богатых семьях стариков в костюме Деда Мороза, а в начале XX века эта практика получила более широкое распространение.
Как Дед Мороз попал в опалу
Традиции празднования Рождества и Нового года с елкой и Дедом Морозом сохранились и после революции 1917 года, хотя пришедшие к власти большевики пытались избавиться от религиозной составляющей зимних праздников. Апогея эта кампания достигла в 1929 году, когда советская власть запретила продажу елок и празднование Рождества с Новым годом, отменив заодно рождественский выходной. Досталось и Деду Морозу: стихи и плакаты того времени обвиняли сказочного персонажа во лжи и стремлении навредить детям.
Реабилитация натерпевшегося от властей дедушки произошла лишь под конец 1935 года: тогда член Президиума ЦИК СССР и Первый секретарь Киевского обкома партии Павел Постышев в опубликованной 28 декабря в «Правде» статье «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку» выступил с предложением возродить праздник.
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?» — вопрошал Постышев.
Судя по всему, эта инициатива предварительно получила одобрение свыше — по некоторым сведениям, за несколько дней до выхода статьи Постышев изложил свою идею Иосифу Сталину, который не стал возражать. Первая новогодняя елка прошла уже через пару дней в Харькове, а в январе 1936 года елки устроили и в других городах СССР.
Судьба Деда Мороза окончательно решилась чуть позже. В 1936 году в детских учреждениях проводили пробные елки с разными сказочными персонажами, среди которых наибольший успех имел именно Дед Мороз, хотя к тому времени его узнавали не все дети.
Триумфальное возвращение волшебника состоялось в конце 1936-го — начале 1937 года, когда новогодние елки устроили по всему Советскому Союзу. На них Дед Мороз появлялся в сопровождении юной внучки — Снегурочки. При этом он лично выдавал детям одинаковые подарки в одинаковых упаковках, подчеркивая тем самым идею всеобщего равенства. Общественные елки стали очень популярны во всех уголках СССР. Отчасти этому поспособствовало появление множества стихов и сказок про доброго Дедушку Мороза.
Проводили елки и в годы Великой Отечественной войны, а на новогодних открытках той поры Деда Мороза изображали изгоняющим фашистов из Советского Союза. В послевоенные годы широко распространилась традиция участия Деда Мороза не только в общественных елках, но и в домашних праздниках, когда роль волшебника доставалась кому-то из взрослых.
Иногда свиту Деда Мороза пополняли новые персонажи, включая юного мальчика, который символизировал Новый год, и даже космонавта, но в итоге они не прижились.
Где находится дом Деда Мороза
Следующий виток в истории образа Деда Мороза наступает в конце XX века — он обзаводится родиной и резиденцией. Примечательно, что и родина, и резиденция у сказочника не одна.
Изначально, в конце 1980-х, официальным домом старца становится Архангельск — по инициативе областного комитета комсомола. Затем, в 1995 году, «владениями» Деда Мороза признается Лапландский заповедник в Мурманской области, а спустя еще три года выясняется, что дедушка живет в Великом Устюге под Вологдой.
Подобные нестыковки объяснились просто: ведь Дед Мороз — существо сказочное, магическое, и легко перемещается между своими удаленными друг от друга владениями.
Впрочем сейчас мы, конечно, воспринимаем как вотчину дедушки Великий Устюг: именно там живет главный российский Дед Мороз, в гости к которому ежегодно съезжаются тысячи туристов, а под Новый год уже он выезжает из своей вотчины, чтобы поздравить россиян с Новым годом.
Сколько лет Деду Морозу
С учетом изложенной «биографии», однозначно ответить на вопрос о возрасте новогоднего волшебника нельзя. Если считать Деда Мороза языческим духом зимы и холода, то можно сказать, что ему не одна тысяча лет, а как персонаж народной сказки он существует примерно пару-тройку веков.
За точку отсчета можно принять и 1841 год, когда впервые была издана сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович». В таком случае в 2026 году Деду Морозу исполнится 185 лет. Ну а моложе всего он окажется, если считать, что в своем нынешнем облике Дед Мороз «родился» только в 1936-м, после выхода статьи Павла Постышева в «Правде», — тогда в наступающем году ему исполнится 90 лет.
Но если относительно года появления Деда Мороза на свет мнения могут быть самые разные, то днем его рождения сейчас считается 18 ноября. Дату выбрали в 2005-м, обосновав это тем, в середине ноября в Великий Устюг обычно приходят первые зимние холода.
Материал опубликован в ноябре 2021, частично обновлен в декабре 2025
