Итальянский композитор Джузеппе Верди, обессмертил свое имя как автор знаменитых опер, включая «Риголетто», «Травиату» и «Аиду» с их яркими персонажами и запоминающимися ариями. Верди прославился при жизни не только как композитор, но и как один из знаменитых сторонников Рисорджименто — движения за объединение Италии. Он прожил долгую жизнь и стал одним из символов итальянской музыкальной культуры.
Джузеппе из Ле-Ронколе
Джузеппе Верди родился в небольшом городке Ле-Ронколе (сейчас — Ронколе Верди), неподалеку от Пармы, 10 октября 1813 года. Его родители владели небольшим местным ресторанчиком. Склонность к музыке будущий композитор проявил очень рано — уже с трех лет Верди начал осваивать фортепиано под руководством органиста городской церкви, а к 10 годам уже мог замещать своего наставника за органом. Тогда же он начал посещать музыкальные занятия в соседнем городке Буссето.
В 18 лет Джузеппе получил стипендию от местной благотворительной организации, что дало ему возможность поехать учиться в Милан. Однако в Миланскую консерваторию (сегодня она носит имя Джузеппе Верди) юношу не приняли. Скорее всего, причиной отказа стал его возраст (Верди был старше остальных первокурсников) и тот факт, что в Милане он считался иностранцем.
К счастью, будущего композитора взял под свою опеку богатый торговец Антонио Барецци, который возглавлял Филармоническое общество Буссето. Покровитель оплатил частное обучение Джузеппе в Милане, которое включало уроки у дирижера театра Ла Скала Винченцо Лавинья. Кроме этого, Верди познавал музыкальную культуру того времени, посещая многочисленные театральные представления в Милане.
В 1834 году Джузеппо Верди получил должность музыкального руководителя и органиста собора в Буссето. Но приступить к работе ему было не суждено по двум причинам. Во-первых, он не решился покинуть Милан, а во-вторых, его назначение вызвало нешуточный скандал в Буссето.
В 1836 году Верди женился на дочери Барецци Маргарите. У них родилось двое детей, но оба ребенка умерли во младенчестве. Много лет спустя, когда Антонио Барецци умер, Верди признался, что обязан ему абсолютно всем.
Первые шаги на оперном поприще и успех «Навуходоносора»
В конце 1830-х годов Верди работал над своей первой оперой, названной «Рочестер», как и легшее в ее основу либретто Антонио Пьяццы, но Пармский оперный театр отказался от постановки. Тогда композитор предложил свои услуги театру Ла Скала, где в ноябре 1839 года состоялась премьера обновленной версии оперы под названием «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо»). Публика хорошо приняла оперу и Верди получил контракт с театром. Радость композитора, однако, омрачила смерть жены от энцефалита в июне 1840 года.
Увы, на этом несчастья Верди не закончились. В сентябре 1840 года его вторая опера «Король на час», также поставленная в Милане, провалилась и была исключена из репертуара после первого же представления. Причиной, скорее всего, стало недостаточное количество репетиций, хотя сам Верди был озадачен реакцией публики. Впрочем, эта неудача не сломила композитора, обладавшего гордым нравом.
Долго ждать своеобразного реванша не пришлось. Следующая опера Верди — «Набукко» (сокращение от имени вавилонского царя Навуходоносора II) была поставлена в Ла Скала в марте 1842 года. Созданная не без влияния композиторов Гаэтано Дониццети и Джоаккино Россини, но в то же время и новаторская опера, отличавшаяся высоким темпом повествования, имела огромный успех и была поставлена не только по всей Европе, но и за ее пределами: в Нью-Йорке, Константинополе, Буэнос-Айресе. Джузеппе Верди эта опера «Набукко» принесла всемирную славу и солидные деньги.
Песня Va, pensiero в исполнении хора рабов-иудеев из оперы «Набукко» особенно впечатлил публику во время премьеры
К 1850 году Верди создал еще 11 опер, которые тепло принимались зрителями. Многие из них были основаны на исторических сюжетах. Композитор часто сам писал тексты для опер, а затем нанимал либреттиста, который перекладывал их на стихи под чутким руководством Верди. Впоследствии Джузеппе Верди называл плодотворные 1840-е «годами на галерах». Затраченные усилия стоили того — в 1847-м на премьере оперы «Макбет», основанной на трагедии Шекспира, Верди пришлось целых 38 раз выходить на поклон. В том же году опера «Разбойники» по мотивам драмы Шиллера была поставлена в Лондоне, где премьеру посетила королева Виктория.
1847 год вообще выдался для Верди на редкость счастливым — после семи лет вдовства у него завязался роман с оперной певицей-сопрано Джузеппиной Стреппони, имя которой прославила опера «Набукко». Через год композитор купил дом с большим участком в Сант-Агате, недалеко от его родного города. В своем имении Верди занимался охотой и садоводством. Он женился на Джузеппине только в 1859-м. У пары не было своих детей, но они усыновили двоюродного племянника Верди.
Читайте другие материалы «Вокруг света» об известных композиторах
Бетховен прожил яркую и наполненную творческими достижениями жизнь. «Вокруг света» собрал факты, которые помогут лучше узнать Бетховена как человека своего времени
Положивший начало романтизму в музыке австрийский композитор Франц Шуберт при жизни был малоизвестен, но впоследствии вошел в пантеон великих классиков
Наступление эпохи Возрождения отразилось на всех сферах европейской жизни и культуры, не исключая музыку. На смену господствовавшим в Средневековье церковным песнопениям начали приходить инструментальные произведения
Мастер трагических финалов
Примерно с 1849 года Верди отошел от исторических сюжетов для опер. В марте 1851 года с больших успехом прошла премьера оперы «Риголетто», повествующей о горбатом шуте, который пытается отомстить за поруганную честь дочери, но та в итоге гибнет. В основу оперы легла запрещенная во Франции пьеса Виктора Гюго «Король забавляется». Прием с трагическим финалом и отвергнутым обществом главным героем Джузеппе Верди затем использовал в «Трубадуре» и основанной на романе «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына «Травиате» — эти оперы были впервые поставлены в начале 1853 года. «Травиату» поначалу приняли прохладно, но Верди внес в оперу некоторые изменения (так он поступал нередко) и добился очередного триумфа.
Ария Виолетты Addio del passato из оперы «Травиата» в исполнении Анны Нетребко
Верди работал над операми с большой отдачей. Многие партии он писал для конкретных исполнителей — в основном главные мужские роли доставались баритонам. От солистов композитор требовал играть и петь так, чтобы передать публике яркие эмоции своих персонажей. Критики не раз упрекали Верди в приверженности эмоциональной стороне, указывая на простоту оркестровки и языка либретто, но публике такой подход нравился. Были и те, кто считал, что музыка Верди вскоре выйдет из моды. Время показало, как глубоко они заблуждались.
С середины 1850-х, уже будучи известнейшим оперным композитором, Верди создал несколько поистине грандиозных постановок из четырех или пяти актов с увеличенным актерским составом и хором. В 1855 году в Париже была поставлена «Сицилийская вечерня», в 1857 в Венеции состоялась премьера «Симона Бокканегры», а в 1862 году в Санкт-Петербурге впервые была показана опера «Сила судьбы».
Спустя пять лет Париж увидел оперу «Дон Карлос», а в 1871 году в Каире в честь открытия Суэцкого канала состоялась премьера «Аиды» — действие этой оперы разворачивается в Древнем Египте. Исключением в этот период стала «маленькая» трехактная опера «Бал-маскарад», поставленная в 1859 году, когда Джузеппе Верди женился на своей возлюбленной.
Фигура на политической арене
В середине XIX века Апеннинский полуостров был разделен на несколько государств, среди жителей которых набирала популярность идея объединения Италии — это движение получило название Рисорджименто. Критики и публика усматривали намеки на поддержку идеи Рисорджименто во многих операх Верди, где так или иначе поднималась тема угнетения и стремления к независимости.
С первого показа оперы «Симон Бокканегра» в Риме в 1859 году зрители на постановках Джузеппе Верди сопровождали аплодисменты криками Viva Verdi! В данном случае фамилия композитора была удачно аббревиатурой которая обозначала Vittorio Emmanuele Re d’Italia («Виктор Эммануил, король Италии»). В 1861 году, после успеха Рисорджименто, правитель Сардинского королевства Виктор Эммануил II стал королем Объединенной Италии.
Сложно сказать, как глубоко Верди интересовался политикой, но он был членом местного совета в Парме, а в 1861 году был избран от Буссето в свежесозданный итальянский парламент. В течение своего четырёхлетнего депутатского срока композитор исправно посещал заседания парламента. Также он внес законопроект об увеличении расходов на музыкальную культуру.
Свою любовь к Италии Верди выразил в «Реквиеме», созданном в память об итальянском писателе Алессандро Мандзони, который скончался в мае 1873 года. Верди относился к нему с большим уважением, хотя замысел «Реквиема» появился у композитора несколькими годами ранее в связи со смертью Джоаккино Россини.
Первое исполнение «Реквиема» состоялось в 1874 году в церкви Сан-Марко в Милане. Вскоре это произведение, отчасти напоминающее оперу, было исполнено во многих европейских городах. Иоганнес Брамс говорил, что создать такую вещь мог только гений.
Agnus Dei из «Реквиема» Джузеппе Верди
Последние триумфы и смерть мастера
В 1883 году Джузеппе Верди исполнилось 70 лет, но великому композитору еще предстояло создать две оперы, которые многие критики считают его лучшими произведениями. Оперы «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) по пьесам Шекспира Верди создал совместно с талантливым композитором-либреттистом Арриго Бойто. Обе были поставлены в Ла Скала и имели колоссальный успех. «Обезумевшая толпа пыталась взвалить на плечи карету Верди и пронести ее от Ла Скала до „Гранд-отеля“», — вспоминал Бойто.
«„Фальстаф» — это комментарий к жизни, подведение итогов карьеры, шутка — и такая культурная! — с оттенком грусти. Верди знал, что это будет его последняя опера», — писал музыковед Гарольд Шонберг.
В начале 1901 года у Джузеппе Верди случился инсульт и спустя неделю, 27 января, он скончался в миланском «Гранд-отеле». Ему было 87 лет. Значительную часть своего состояния композитор завещал основанному им же Дому для престарелых музыкантов (Casa di Riposo per Musicisti), который сам Верди как-то назвал своим лучшим творением. В его дворе Джузеппе Верди нашел свой последний покой, рядом с женой Джузеппиной, которая умерла в 1897-м. Простая траурная церемония сопровождалась пением — толпа исполняла Va, pensiero из «Набукко».
Преемником Верди в роли одного из главных мировых создателей оперы стал Джакомо Пуччини, которого вдохновила на творчество увиденная в Пизе постановка «Аиды». Музеи великого композитора сегодня существуют в доме, где он родился, в театре Ла Скала и на вилле Верди в Сант-Агате.
За свою долгую жизнь Джузеппе Верди создал 26 опер, большинство из которых с успехом ставятся в театрах по всему миру. Самые яркие эмоции у публики вызывают постановки во время ежегодного Оперного фестиваля в Вероне, где сценой для исполнителей служит древнеримский амфитеатр, там еще при жизни композитора публика много раз неистово кричала «Да здравствует Верди!».