Что снится голубям? Рассказывают биопсихологи из Германии

МРТ спящих птиц и спящего человека оказались схожими

8 июня 2023
Что снится голубям? Рассказывают биопсихологи из Германии
Legion Media

Долгое время сновидения считали особенностью только человеческого мозга, но затем оказалось, что другие млекопитающие тоже видят сны. Новое исследование специалистов из Рурского университета в Бохуме и Института биологического интеллекта Макса Планка (Германия) показало, что этой способностью обладают и птицы. Ученые наблюдали активность мозга спящих голубей с помощью МРТ и обнаружили, что у них возникают видения полета и даже эмоции.

Из предыдущих исследований сна у млекопитающих известно, что наш сон делится на фазы и стадии. Фаза быстрого сна (REM-сон) характеризуется быстрым движением глаз, повышенной активностью мозга — как во время бодрствования, и яркими сновидениями. А фаза медленного сна (NREM-сон) состоит из трех первых стадий. Во время этой фазы глимфатическая система мозга очищает его от накопленных нейронами за день токсичных белков (подобных тем, что связаны с болезнью Альцгеймера), промывая спинномозговую жидкость (ликвор) через мозг.

Есть ли аналогичные процессы во сне у птиц, до сих пор было не изучено. Специалисты отмечают, что последний общий предок у птиц и млекопитающих жил около 315 миллионов лет назад, когда позвоночные только развивались.

Авторы нового исследования наблюдали за 15 голубями с помощью инфракрасных камер, которые контролировали глаза, зрачки и клюв, и функциональной магнитно-резонансной томографии, фиксировавшей активность мозга. Предварительно птиц приучали спать в экспериментальных условиях внутри сканера.

«Во время быстрого сна мы наблюдали сильную активацию областей мозга, ответственных за визуальную обработку, в том числе анализирующих движение голубя во время полета. И за обработку сигналов от тела, особенно от крыльев», — объясняет один из авторов работы постдокторант Мехди Бехрузи.

Мехди Бехрузи

«Очевидно, птицы, как и люди, видят сны во время фазы быстрого сна и, возможно, во сне переживают полет».

Также ученые выявили активацию миндалевидного тела мозга, что может свидетельствовать о наличии в голубиных снах эмоций и переживаний. На это указывают и наблюдения за зрачками птиц, которые быстро сокращались в фазе быстрого сна — так же, как это происходит у голубей при ухаживаниях или агрессивном поведении во время бодрствования.

Процессы в фазе медленного сна у голубей тоже оказались подобны человеческим: поток ликвора через желудочки мозга в это время у птиц также увеличивается, выяснили авторы.

Команда обратила внимание, что этот поток резко уменьшается с началом быстрого сна, и не только у голубей, но и у всех изученных животных. Ученые предполагают, что именно это «очищение от накопленных днем загрязнений» в NREM-сне позволяет мозгу затем активироваться во время сна с быстрым движением глаз. Результаты исследования также показывают, насколько древними являются наши сновидения, раз они сохранились у групп и классов с очень далекими общими предками.

Ранее ученые сообщили об использовании генов никобарского голубя для «воскрешения» вымерших додо.