Серый комочек перьев, а внутри — огонь: посмотрите на самую горячую птицу в мире

Это не простуда и не редкая болезнь: для красноклювого ткача 48 °С — норма

10 ноября 2022
Самка красноклювого ткача, Южная Африка.
NSP-RF / Alamy

Ученые из Университета Претории (Южная Африка) исследовали 53 вида птиц, чтобы выяснить, как пернатые справляются с жарой. Оказалось, что некоторые виды сильнее других «нагрелись» в ходе эволюции. Самым горячим оказался маленький красноклювый ткач. Он не мог охладиться, поэтому научился жить с очень высокой температурой тела.

Экстремальная жара в мире становится не аномалией, а нормой. Летом 2022 года Евразия, Северная Америка и Африка пострадали от очередной волны жары, что пагубнее всего сказалось на дикой природе, в частности, происходила массовая гибель птиц. Поэтому орнитологи задались вопросом: как пернатые адаптируются к новым условиям и можно ли им в этом помочь?

Как утверждают авторы нового исследования, в расчетах предыдущих работ была принципиальная ошибка. Ученые предполагали, что реакция температуры тела на температуру воздуха была одинаковой у всех птиц. Однако Университет Патагонии выяснил, что максимально переносимая температура тела отличается у видов из разных климатических зон. Это говорит о том, что они по-разному эволюционировали.

Стая красноклювых ткачей в заповеднике Онгума в Намибии.
Bill Gozansky / Alamy

Аргентинские ученые изучили 53 вида птиц из регионов юга Африки с разным климатом. Орнитологи измеряли температуру тела, скорость метаболизма и уровень обезвоживания при испарении, когда температура воздуха поднималась.

Результаты исследований показали, что большинство видов способны были переносить повышение температуры тела в среднем на 6 градусов. Пустынные виды комфортно себя чувствовали при показателе 44,5, в более теплых и влажных условиях выдерживали 38–41 градус. Бо́льшие колебания ученые сочли признаком неспособности поддерживать оптимальные показатели тела.

Красноклювые ткачи утоляют жажду в пруду, Намибия.
Imagebroker / Alamy

Чемпионом по борьбе с жарой стал красноклювый ткач, обитающий на большей части Африки к югу от Сахары. Эта небольшая серая птица с характерным ярким клювом может справиться с повышением температуры тела до поразительных 48 °C без каких-либо побочных эффектов.

Причины такой устойчивости авторы видят в том, что птицы из более влажного региона меньше полагаются на испарительное охлаждение: окружающая среда с высокой влажностью воздуха делает этот способ неэффективным. Поэтому приспособиться к высокой температуре тела — единственная возможность выжить.