Чернобыльские бродяги: зачем изучают ДНК собак из зоны отчуждения?

В Чернобыле и Припяти почти нет людей, но есть животные — потомки оставленных людьми 37 лет назад питомцев

6 марта 2023
Чернобыльские бродяги: зачем изучают ДНК собак из зоны отчуждения?
Бездомная собака рядом с известным колесом обозрения в Припяти
Serkant Hekimci / Alamy

Ученые Национального исследовательского института генома человека (США) представили данные генетического исследования собак Чернобыля и Припяти, которые продолжают жить в зоне отчуждения. Это первое глубокое изучение ДНК животных, обитающих в условиях хронической радиации.

После апреля 1986 года с территории вокруг Чернобыльской атомной электростанции было эвакуировано все население, но там остались собаки. Некоторых бросили владельцы, которые покидали свои дома, некоторые и ранее были бродячими. Их пытались отлавливать и усыплять, чтобы остановить распространение болезней, однако популяция выжила. По наблюдениям, зимой она значительно сокращается, но летом опять быстро растет.

Сегодня в зоне отчуждения обитают сотни собак: они бродят по Припяти, ночуют на ж/д-станции Семиходы, живут в Чернобыле. Животных подкармливают команды по очистке территории, работники электростанции, которые контролируют ее, и даже редкие отчаянные туристы. С 2017 года Фонд чистого будущего (США) организует ветеринарную помощь, вакцинацию и стерилизацию собак. Также фонд передал генетикам образцы крови 302 животных.

По выводам ученых, исследовавших эти ДНК, генетически чернобыльские собаки отличаются от чистокровных псовых и других групп «свободно размножающихся собак». Исследование опубликовано в журнале Science Advances, и, по словам авторов, это только первые шаги.

На этой территории обитает несколько популяций. И хотя между ними есть некоторые совпадения, живущие ближе к АЭС собаки генетически отличаются от городских. Возможность скрещиваться и обмен генами между ними, вероятно, были ограничены из-за физического барьера вокруг электростанции.

Команда пытается выяснить, есть ли какие-то общие генетические особенности, которые помогают собакам жить в условиях длительного хронического облучения.

Элейн Острандер

«Есть ли у них приобретенные мутации, которые позволяют им успешно жить и размножаться в этом регионе? С какими проблемами они сталкиваются и как они справляются генетически? Мы должны были сначала узнать, кто есть кто, прежде чем начать охоту на эти критические мутации».

Пока рано говорить, как радиация повлияла на уникальные генетические профили псовых. Но известно, что у собак зоны отчуждения есть участки ДНК, общие с немецкими овчарками и другими восточноевропейскими породами овчарок. У городской популяции Чернобыля также нашлись варианты генома боксеров и ротвейлеров.

Эти сегменты ДНК сравнят с последовательностями чистокровных аналогичных пород, живущих в нерадиоактивной среде. Анализ поможет ученым выявить изменения в геноме под действием радиации.