Царапина исчезнет за 30 секунд: в Корее разработали умное покрытие для машин и смартфонов
Фото
Dzmitry Kliapitski / Alamy

Специалисты из Корейского научно-исследовательского института химических технологий разработали материал с полимерной сеткой и фототермическим красителем, который позволяет убирать небольшие царапины на автомобилях и другой технике всего за полчаса. И для этого ему нужен только солнечный свет. В отличие от существующих материалов, покрытие может работать много раз в одном и том же месте.

Оно содержит динамическую полимерную сетку на основе акрилполиола и фототермические элементы, в частности органические ионные соли, которые могут поглощать инфракрасное излучение. Они работают «нагревателями», так как преобразуют пойманный свет в тепло.

В свою очередь, полимеры имеют пространственно-мочевинную структуру, что дает возможность их химическим связям быть подвижными: сначала разрушаться под воздействием, например, острого предмета, а затем эффективно возвращаться в исходное положение и «заживлять» небольшие повреждения.

Самовосстанавливающиеся свойства полимеров активируются, получая тепло из солнечного света, благодаря красителю в покрытии.

Фото
pubs.acs.org

Для испытаний технологии химики создали на основе этого чудо-материала автомобильный лак. Его распылили на кузов машины, а затем поцарапали его. Чтобы починить покрытие, авто выкатили на дневной свет и оставили на 30 минут. Через полчаса царапины «затянулись».

Ученые также продемонстрировали, что процесс можно ускорить. Если убрать царапину нужно срочно, например, пока не вернулся владелец машины, то солнечный свет нужно сконцентрировать на повреждении с помощью увеличительного стекла. Эксперимент показал, что в этом случае отметина исчезает за 30 секунд.

Изобретатели отмечают: покрытие не имеет конкурентов среди аналогичных материалов, так как метод требует в разы меньше энергии, не нуждается в тепловых пушках. И даже без концентрированного излучения справляется за полчаса, по сравнению с сутками и неделями для восстановления у других производителей, а также является многоразовым, пишет EurekAlert.

Прозрачное покрытие можно будет применять не только автомобилей. Оно подойдет для такой дорогостоящей техники, как мобильные телефоны, компьютеры, планшеты.