Больше, чем «динозавровый»: найден крупнейший метеоритный кратер Земли диаметром 520 км

След столкновения с камнем из космоса скрывается глубоко под южной частью Австралии

15 августа 2023
Зелеными точками обозначены подтвержденные ударные кратеры в Австралии. Красные точки — подтвержденные структуры шириной более 100 км, красные точки внутри белых кругов — структуры шириной более 50 км.
Andrew Glikson, Franco Pirajno

Геологи, возможно, обнаружили крупнейший на Земле кратер от столкновения с астероидом. Диаметр воронки — 520 километров, что примерно втрое больше, чем след от Чикшулубского астероида, который считается одной из причин вымирания динозавров.

Структура Дениликвин, как назвали ученые открытый ими объект, превышает по размерам и кратер Вредефорт в ЮАР диаметром до 300 километров, а это на данный момент самый большой из известных объектов в своем роде.

Шрамы Земли

Восстановить историю «бомбардировки» Земли астероидами сложно по нескольким причинам, пишет один из авторов открытия Эндрю Гликсон в своей статье на сайте Университета Нового Южного Уэльса. Во-первых, породы подвергаются эрозии из-за воздействия ветра, воды и гравитации. Во-вторых, следы падения астероидов за миллионы лет оказываются погребенными под осадочными породами. И наконец, доказательства уничтожает субдукция, то есть движение литосферных плит.

Однако современные ученые совершают новаторские исследования пород, выброшенных наружу ударами астероидов. Так, уже известно, что камни из космоса прекратили «атаковать» Землю около 3,2 миллиарда лет назад. Эти данные могут дать принципиально новую информацию об эволюции Земли как планеты.

Где-то на востоке Гондваны

Австралия когда-то была восточной частью древнего материка Гондвана, который подвергался «бомбардировкам». Сегодня австралийским геологам известно 38 кратеров и еще 43 кандидата на роль таких «отверстий», среди которых есть объекты разной степени открытости и полностью погребенные под слоями породы, уточняет Гликсон.

Zhen Qiu et al

На дне каждого метеоритного кратера есть возвышение, или купол, по которому ученые идентифицируют объект. Этот купол появляется из-за того, что земная кора реагирует на удар упругим отскоком, подобно тому, что происходит с водой, когда мы кидаем плоский камушек в бассейн.

В конце 1990-х годов геолог Тони Йейтс (второй автор открытия) предположил, что магнитные структуры под бассейном Мюррея в Новом Южном Уэльсе, вероятно, представляют собой следы от удара метеорита. Последующий анализ обновленных геофизических данных региона подтвердил существование структуры диаметром 520 километров с сейсмически очерченным куполом в центре.

Эндрю Гликсон

«Дениликвин обладает всеми характеристиками, которых можно было бы ожидать от крупномасштабной структуры при столкновении. Например, магнитные данные этого района показывают симметричный рисунок ряби в коре вокруг ядра структуры».

Вероятно, «узоры» появились во время удара, поскольку чрезвычайно высокие температуры создали интенсивные магнитные силы.

Геологи также нашли радиальные разломы, расходящиеся от центра, и «впрыснутые» в трещины от удара слои магмы.

Нужно бурить

Когда именно произошла катастрофа на Гондване, ученые сказать не могут. По одной версии, это случилось во время ордовико-силурийского вымирания между 445,2 и 443,8 миллионами лет назад, когда с лица Земли исчезли 85% видов. Масштабы трагедии в два раза превышали последствия падения Чикшулубского астероида на Юкатане.

Согласно другому предположению, метеорит упал в раннем кембрийском периоде 514 миллионов лет назад. Чтобы определить точный возраст Дениликвина, нужно произвести бурение почвы, заключает Эндрю Гликсон.