А потом мир накрыло волной: погубивший динозавров метеорит вызвал цунами высотой 4,5 км

Гигантские волны обогнули планету за каких-то 48 часов

5 октября 2022
devi / Alamy

Исследователи из Мичиганского университета впервые получили доказательства того, что падение астероида 66 млн лет назад вызвало не только гибель динозавров, но и глобальное цунами с высотой волн 1,5 и 4,5 км.

Ученые смоделировали силу и направление волн, подтвердив полученную картину исследованием геологических отложений по всему миру. По результатам работы, разрушительные волны прошли половину планеты и буквально выскоблили морское дно.

Специалисты смоделировали астероид Чикшулуб диаметром около 14 км и его падение на полуостров Юкатан со скоростью 43,5 км в час, что в 35 раз больше скорости звука. Известно, что этот удар спровоцировал цепь катаклизмов, в результате которых погибли не только динозавры, но и многие другие формы жизни — около ¾ всех видов растений и животных.

Среди катастрофических последствий были массовые пожары, кислотные дожди, глобальное похолодание. Теперь к этому списку добавилось мировое цунами.

Команда обнаружила его доказательства, проанализировав 120 так называемых «пограничных участков» морских отложений, которые формировались до и после падения астероида. А также во время массового вымирания мелового периода. Ученые нашли значительные повреждения в этих слоях.

Молли Рэндж

«Это цунами было достаточно сильным, чтобы потревожить и разрушить отложения в океанских бассейнах на полпути вокруг земного шара, оставив либо пробел в осадочных записях, либо беспорядок более старых отложений».

Однако геологические данные таковы не во всех регионах планеты. Это полностью подтвердила цифровая модель цунами, разработанная учеными. Она показала, что в течение 2,5 минут после удара астероида и образования кратера в 180 км в атмосферу взметнулось облако сажи и пыли.

Эти выбросы подняли в Мексиканском заливе стену из воды около 4,5 км в высоту, которая вскоре рухнула. Следом за ней в 220 км от места падения поднялась волна в 1,5 км, которая покатилась в разные направления.

AGU Advances

Цунами в течение часа распространилось на восток и северо-восток в Северную Атлантику. Через четыре часа прошло через Центральноамериканский морской путь (между Южной и Северной Америкой) в Тихий океан. В этих районах вода шла с такой силой, что смывала донные отложения.

За сутки волны разошлись по большей части Тихого (с востока) и Атлантического океанов (с запада), и вошли в Индийский с обеих сторон. За 48 часов они коснулись большинства береговых линий земного шара.

Обнаженные скальные отложения на островах Новой Зеландии также могут являться последствиями цунами, а не тектонической активности, как считалось ранее. То есть волны от астероида прошли более 12 тысяч километров.

Первоначальная сила цунами Чикшулуба в 30 тысяч раз превышала энергию волны в Индийском океане в 2004 году — самой мощной в современной истории, из-за которой погибли 230 тысяч человек.