Без отдыха и почти без солнца: в Помпеях нашли мельницу-тюрьму — как она была устроена?

Открытие проливает свет на жестокую сторону жизни древнеримского города

11 декабря 2023Обсудить

Археологический парк Помпеев

Когда говорят о Помпеях, обычно рассказывают о судьбе жителей, которые погибли в тот самый роковой день. Но на этот раз археологи нашли древнее помещение, похожее на тюрьму, и эта находка открыла им глаза на шокирующую историю, о которой никто не догадывался.

Как сообщается на сайте Археологического парка Помпеев, в тюремной мельнице взаперти держали порабощенных людей и ослов — их эксплуатировали для измельчения зерна, необходимого для производства хлеба. Происходило это в узкой комнате без вида на улицу — в ней были лишь маленькие окна с железными решетками, которых едва хватало для прохождения солнечного света. А в одной из стен была дверь, которая вела в роскошный дом, принадлежавший рабовладельцам.

По словам директора Археологического парка Помпеев Габриэля Цухтригеля, в этом помещении находились «люди с рабским статусом, чью свободу передвижения владелец счел необходимым ограничить».

Останки заключенных здесь тоже нашли. Они позволили археологам сделать вывод, что они находились в заточении во время извержения Везувия.

Кроме того, на полу, на плитах вулканического базальта вокруг жерновов исследователи обнаружили несколько полукруглых углублений. Они выглядели как следы, но более глубокий анализ показал, что резьба была сделана намеренно — чтобы животные не скользили. Оценив состояние этих углублений, археологи решили, что в пекарне был налажен почти безостановочный цикл — животные часами ходили кругами, вращая жернова, в то время как люди то и дело подсыпали зерно.

По мнению Цухтригеля, находка его команды — «самая шокирующая сторона древнего рабства, в котором не было места доверию и всё сводилось к грубому насилию». Это еще один пример того, как стремление обеспечить себе пропитание привело человечество к рабству.