Баобабы и дикая рожь: ученые составили список самых недооцененных продуктов

Эти растения помогут бороться с дефицитом витаминов, уверены исследователи

26 февраля 2022
Баобаб на Мадагаскаре
SINCLAIR STAMMERS/SCIENCE PHOTO LIBRARY

Британские и американские ученые выявили на просторах Земли еще 1044 растения, богатых витаминами группы В. Результаты изысканий специалистов из Королевских ботанических садов Кью, Имперского колледжа Лондона и их коллег из США опубликованы в журнале Nature Plants.

Сначала ученые проверили свой метод на 300 растениях, которые уже изучены, и содержание в них витамина В известно.

Получив достаточно точные данные, эксперты предсказали ценность еще более чем шести тысяч видов со всего мира. Из них 1044 были определены как потенциальные источники различных витаминов этой группы: В1, В2, В3, В5 и В9.

При этом 63 растения, как выяснилось, находятся на грани исчезновения, а четверть отсутствует в банках семян. Многие из этих уязвимых и полезных видов растут там, где люди страдают от неполноценного питания или даже голода. Например, в Юго-Восточной Азии и странах Африки к югу от Сахары.

Колосья овса
mauritius images GmbH / Alamy

— Более двух миллиардов человек во всем мире страдают от недоедания, поэтому доступ к разным дикорастущим и культивируемым растительным источникам питательных микроэлементов — это ключ к существованию человека, — считает доктор Сэмюэл Пиронон.

Среди выявленных культур много травянистых злаковых рода росичка, характерных для саванн Западной Африки, — они быстро растут и устойчивы к засухе.

Плоды и семена мадагаскарских баобабов могут быть хорошими поставщиками фолиевой кислоты, но часто используются для получения древесины и угля, поэтому уже на грани истребления.

Также в списке несколько видов овса — важный источник тиамина (B1); дикая рожь, которая растет только в Южной Африке, и многие другие растения. Выпас скота, плохое управление земельными ресурсами и вырубка лесов угрожают существованию этих популяций.

Ученые собираются проверить эти виды с помощью химических методов, чтобы подтвердить их пользу. По словам экспертов, многие из растений можно начать культивировать, пока они остались в дикой природе, и так улучшить ситуацию в бедных регионах, где особенно заметен дефицит витаминов. Кроме того, культивация поможет сохранить разнообразие источников питания для будущих поколений.

Ранее ученые развеяли миф о пользе витаминов для борьбы с депрессией.