Атака зонда: к чему привело столкновение беспилотного аппарата с астероидом Диморф?

Как люди впервые в истории попытались обезвредить астероид: читаем отчет НАСА

13 октября 2022

Космическое агентство НАСА сообщило, что первый в истории проект планетарной защиты DART достиг успеха: ученым удалось изменить траекторию астероида Диморф, столкнув его с беспилотным космическим аппаратом. Это первый случай, когда люди смогли намеренно сменить курс небесного тела.

Цель DART'а — научиться отклонять от Земли потенциально опасные метеориты или астероиды. Пока таких небесных тел не обнаружено, поэтому испытания проводятся на «безобидных».

Диморф — астероид из двойной системы, который обращается вокруг более крупного Дидима в 11 миллионах километров от Земли. Его выбрали из-за простоты наблюдения: после атаки зонда можно было увидеть, изменилось ли время прохождения Диморфа по орбите, и таким образом зафиксировать результат.

Теперь авторы проекта подтвердили, что намеченный результат достигнут. Наблюдения проводились с нескольких наземных телескопов. Анализ данных показал, что до столкновения Диморф совершал оборот вокруг Дидима за 11 часов 55 минут, а после — за 11 часов 23 минуты. То есть орбита сократилась на 32 минуты.

Ранее в НАСА определили также минимальное необходимое изменение орбиты — 73 секунды. В итоге DART превзошел эти ожидания в 25 раз.

Лори Глейз

«Теперь астрономы смогут лучше оценить, можно ли использовать в будущем такие миссии, чтобы помочь защитить Землю от столкновения с астероидом, если мы когда-нибудь обнаружим, что он направляется в нашу сторону».

Ученые продолжают собирать данные с наземных обсерваторий и радаров для повышения точности наблюдений. Также у исследователей есть изображения поверхности Диморфа, взрыва и его последствий с камер зонда DART до столкновения и с итальянского мини-спутника CubeSat, который пролетал мимо через три минуты после столкновения.

Астрономы планируют точнее определить массу и форму Диморфа, проанализировать его поверхность и выбросы пород из-за удара, которые создали в космосе подобие хвоста кометы длиной 10 тысяч километров. И просчитать эффект отдачи от выбросов для планирования возможных в будущем атак на опасные астероиды.

Систему Дидим — Диморф собираются еще раз подробно рассмотреть через четыре года в рамках проекта Европейского космического агентства Hera, чтобы изучить кратер, оставленный зондом НАСА.