Археологи нашли изображения богинь-рожениц в горах Красноярского края

В культуре древних скотоводов Центральной Азии эти божества символизировали плодородие

13 марта 2022
Археологи нашли изображения богинь-рожениц в горах Красноярского края
«Археологические вести», выпуск № 34

Сибирские археологи обнаружили на скалах в Красноярском крае изображения двух рожениц. Наскальную живопись относят к культуре окуневских скотоводов бронзового века, это конец III — середина II тысячелетия до нашей эры.

Каменные рисунки женщин в позе рожениц на скалах горы Тепсей находили уже трижды. Два последних удалось обнаружить сотрудникам кафедры археологии Кемеровского государственного университета. Статья об открытии опубликована в 34-м выпуске «Археологических вестей».

Петроглифы изображают фигуры женщин с согнутыми ногами и разведенными ступнями. На одном изображении помимо роженицы присутствуют фигуры животных, а на другом, как предполагают археологи, мужской персонаж с эрегированным фаллосом.

Ученые пришли к выводу, что древние рисунки могли изображать богинь-матерей, которых чтили в рамках культа плодородия. Проведя обряд, можно было заручиться покровительством богинь.

Возможно, у народов Центральной Азии в эпоху бронзы была общая мифологическая система. Историки допускают, что существовало несколько богинь плодородия, выполнявших разные функции, как это было в индийской, греческой, переднеазиатской и других мифологиях.

Скотоводы Окуневской культуры поселились на территории нынешних Красноярского края и Хакасии в XVI веке до нашей эры, сменив представителей Афанасьевской культуры. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что окуневцы осели в Сибири примерно на 800–850 лет.