Агентки империи: как принцессы помогли народу хунну построить огромное государство в степях Азии

Генетика помогла раскрыть тайну народа, который почти не оставил следов в истории

18 апреля 2023
Stock foo / Alamy, изображение сгенерировано искусственным интеллектом

С 220 года до н. э. по II век н. э. степи к северу от Китая населял древний кочевой народ хунну. Он часто совершал набеги на Китай, и во многом из-за него появилась Великая китайская стена. Собственно она до сих пор оставалась главным свидетельством таинственной культуры — хунну практически ничего после себя не оставили. Но новое исследование выявило у них необычную структуру власти.

Старт любопытному исследованию дала находка 2017 года. Тогда археологи раскопали два кладбища на окраине империи хунну в Алтайских горах недалеко от границы современных Монголии и Китая. Одно — с роскошными гробницами аристократов, другое — менее изысканное, для местной элиты.

Исследователи провели генетическое тестирование, которое показало, что скелеты, захороненные в самых больших и глубоких гробницах с богатым инвентарем (седлами, уздечками, золотыми дисками и бронзовыми частями колесницы), оказались женскими. Кроме того, в могилах были принесенные в жертву лошади, овцы и крупный рогатый скот. Еще одна важная деталь — подземные гробницы расположены на солидной глубине. Такое обустройство по тем временам было трудоемким и дорогостоящим.

Ученые, опубликовавшие свою работу в журнале Science Advances, пришли к выводу, что женщины, похороненные в дворцовых могилах, были тесно связаны с людьми из ядра империи хунну. Вероятно, правители общества отправляли своих родственниц, чтобы скрепить союзы с местными лидерами.

«Если вы хотите управлять большей территорией, вы должны поставить на место доверенного человека. Через этих принцесс они контролировали местную элиту», — объясняет суровые неписаные законы древнего общества археолог из Института геоантропологии Макса Планка, соавтор исследования Баярсайхан Джамсранджав.

Великая китайская стена долгое время была единственной свидетельницей существования загадочных хунну.
Wirestock

Учитывая, что женщины были захоронены с артефактами, связанными с мужественностью и силой, ученые решили, что принцессы вряд ли были пассивными спутницами своих мужей — они до самой смерти оставались важными игроками в обществе.

Другой важный момент: останки мужчин оказались генетически разнообразны, а вот генетический фон у всех женщин был схожим. Причем их генетика охватывает гигантские территории — от Кавказа до Сибири. Из этого исследователи сделали вывод, что хунну намеренно смешивали свое население, чтобы закрепить контроль над обширными участками степи, это полноценный процесс построения империи.

Распалась хуннская империя, к слову, довольно бесславно — из-за бесконечных войн с Китаем и племенами сяньби и из-за междоусобиц. Во всяком случае, к такому выводу ученые склоняются сегодня. С другой стороны, и новую версию гибели империи майя исследователи озвучили совсем недавно.