Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

6 причин начать развивать эмоциональный интеллект уже сегодня (и почему это так сложно)

Зачастую людям просто не хватает слов, навыка или «мозга»

5 октября 2022Обсудить
6 причин начать развивать эмоциональный интеллект уже сегодня (и почему это так сложно)
Источник:
Rept0n1x (CC BY-SA 3.0) / Wikimedia Commons

1. Эмоции несут в себе информацию

По данным различных исследований, 80–90% информации во время общения — эмоциональная. И зачастую то, что мы называем интуицией, — это не до конца осознанные эмоции малой степени интенсивности.

Мы ощущаем смутное беспокойство, но не обращаем на него внимания (то есть не осознаём) и только позже, уже «задним числом», вспоминаем: «А что-то же мне сразу не понравилось (в этом документе, человеке и т. д.)!» Но уже поздно — решения приняты без учета этого невнятного беспокойства.

2. Благодаря осознанию эмоций вы сможете распознавать манипуляции в общении и защищаться от них

Другие люди часто используют эмоциональное давление, чтобы добиться своего. Одни наезжают и запугивают, другие говорят хорошие слова и комплименты, третьи давят на жалость и чувство вины.

Изощренные манипуляторы делают это так ловко, что со стороны кажется, будто всё в порядке, идет обычный разговор двух взрослых людей. И только если вы осознаете свою эмоцию, вы поймете, что в данный момент на вас осуществляется эмоциональное давление.

3. Осознание эмоций само по себе помогает управлять ими

Как известно, мы управляем тем, что осознаём. То же, что мы не осознаём, управляет нами. Осознания эмоции уже бывает достаточно для того, чтобы снизить ее интенсивность. Иногда случается и так, что его достаточно, чтобы эмоции практически полностью выровнялись.

4. Осознание эмоций расширяет для нас возможности действий

Пока мы не осознали эмоцию, у нас нет выбора, мы действуем так, как диктует нам эмоция (например, не осознавая своего раздражения, срываемся; не осознавая беспокойства, затягиваем принятие важного решения и т. п. — и все это происходит неосознанно). Как только мы осознали эмоцию, у нас появляются варианты выбора. Мы вновь способны думать и принимать решения — на этот раз осознанно.

5. Осознание эмоций помогает нам остановить процесс их неконтролируемого накопления

Эмоции имеют свойство накапливаться — особенно это касается раздражения.

Как только что-то начало нас раздражать, мы «заводимся» все больше и больше, каждое новое неприятное событие (каких каждый день происходят тысячи) только подливает масла в огонь, и вот — вуаля! — вы уже озадаченно чешете в затылке, пытаясь вспомнить, зачем же вы так разорались на этого человека, и задавая себе вопрос: «Когда же я успел так завестись?» А это накопилось за целый день.

Если мы отслеживаем эмоции, то можем удерживать их на том уровне, который в состоянии контролировать. Или хотя бы понимаем, что уровень раздражения слишком высок и лучше посоветовать всем окружающим пока держаться от нас подальше.

6. Осознание эмоций помогает нам беречь здоровье

Неосознанные эмоции копятся в нашем теле, вызывая напряжение и боли, а в долгосрочной перспективе — ухудшение здоровья и болезни. Если мы осознаём свои эмоции (а потом еще и грамотно управляем ими), мы сохраняем наш организм здоровым и «чистым» от накопления «вредных» чувств.

В своей первой книге «Эмоциональный интеллект. Российская практика» мы ввели такое понятие, как Глобальная Драма Эмоционального Интеллекта (ГДЭИ). Если очень коротко, то заключается она в том, что осознавать эмоции мы практически не умеем. И тому есть ряд причин — как объективных, так и субъективных.

Давайте рассмотрим их чуть подробнее. Чтобы осознать эмоцию, нужно наличие и функционирование по крайней мере двух инструментов:

  • — хорошо работающий осознающий аппарат (мозг);

  • — слова-идентификаторы, которыми можно называть эмоции.

6 причин начать развивать эмоциональный интеллект уже сегодня (и почему это так сложно)
Шестнадцать лиц, выражающих человеческие страсти. Цветная гравюра Ж. Пасса (J. Pass), 1821, по К. Ле Брюну (C. Le Brun)
Источник:
Wellcome Images (CC BY 4.0) / Wikimedia Commons

Какие же есть сложности в осознании эмоций?

Сложность 1. Недостаточно слов

Очень часто люди не умеют называть эмоции словами.

«Какие бывают эмоции?» — вот уже более пятнадцати лет спрашиваем мы участников тренинга. И еще десять лет назад в 99% случаев ответ был: «Положительные и отрицательные». Сейчас, слава богу, мир немножко меняется, и этот процент снижается, но остается все равно в диапазоне 70–80%.

— А какие еще?
— Позитивные и негативные.
— А еще?
— Разные!
— А еще?
— Сильные и слабые.

Наш аналитический ум привык всё классифицировать. Но чтобы осознать эмоцию, нам нужны слова-идентификаторы, а не классификаторы. И когда мы говорим об этом группе, участники, конечно, начинают вспоминать слова типа «грусть», «печаль», «радость», «беспокойство», «ненависть». Но зачастую это происходит не сразу.

Итак, для осознания нам нужно иметь словарь, набор слов-идентификаторов. Существует много разных словарей эмоций, которые иногда даже противоречат друг другу. Где-то описывается шесть базовых эмоций, где-то насчитывается десять. Но так или иначе, если вы обратите внимание на разные психологические исследования, то увидите, что большинство психологов и ученых называют четыре основные (базовые) эмоции. Что интересно, их же первыми называют и участники тренингов, когда мы просим их вспоминать названия эмоций.

Итак, можно сказать, что существует четыре базовых класса эмоциональных состояний: страх, гнев, печаль и радость. А все остальные так или иначе содержат эти базовые состояния. Например, обида — это смесь довольно сильной печали и раздражения (то есть какой-то степени гнева). Мы еще разберемся с этим подробнее в заданиях первого месяца.

Почему мы говорим о классах, а не просто о базовых эмоциях?

У каждой основной эмоции есть некоторая степень интенсивности. Давайте рассмотрим класс «радость». Как называется радость в районе 100%-й интенсивности? «Эйфория», «восторг», «счастье». Посередине шкалы можно расположить такие слова, как «веселье» и собственно «радость». Если сдвигаться еще влево по воображаемой шкале интенсивности — «удовольствие», «удовлетворение».

Задумайтесь, какими словами можно назвать радость, которая едва-едва начинается? Например, полпроцента или 1%? Можно охарактеризовать эту степень словами «умиротворение» и «спокойствие».

Конечно, такое расположение слов на оси радости и других эмоций не есть 100%-я истина. Для каждого конкретного человека существует свое представление, например, о том, что сильнее: «беспокойство» или «опасение», «досада» или «раздражение», «апатия» или «уныние». Так что не воспринимайте эту шкалу как единственно верную — скорее, как некую точку отсчета, с которой можно начинать осознание своих эмоций.

Таким образом, мы построили некоторый континуум слов для класса радости, расположенных по степени интенсивности. То же можно сделать и для других базовых эмоций. Но что же выясняется? Для других трех основных классов эмоциональных состояний (страха, гнева и печали) полностью сделать так мы практически не можем. А именно — нельзя подобрать слова для начальной степени интенсивности этих эмоциональных классов.

Например, гнев 100%-й интенсивности — это «ярость», «ненависть». «Злость» и сам «гнев» послабее. Дальше по степени убывания — «агрессия», «раздражение» и «недовольство». Но «недовольство» и «раздражение» — это уже 10–20% интенсивности эмоционального состояния гнева. А вот чуть меньше?

Есть ли слово, обозначающее такую же интенсивность, как, например, «умиротворение» и «спокойствие» для радости? Мы обнаружили (и с этим согласно большинство наших слушателей), что для страха, гнева и печали в начальной стадии (то есть где-то от 0 до 10%) слов в языке не придумано.

6 причин начать развивать эмоциональный интеллект уже сегодня (и почему это так сложно)
Эмоции человека
Источник:
Charles le Brun, The Expressions, from the Trait é des Passions / Wikimedia Commons

И это не только в русском, но и в других языках. Мы выступали с докладами о Глобальной Драме Эмоционального Интеллекта на международных конференциях и спрашивали об этом участников. Кроме того, у нас на тренингах периодически бывают люди из разных стран, разных национальностей, и у них мы тоже об этом спрашиваем. И практически всегда ответ один: «Таких слов в нашем языке тоже нет».

И это весьма интересный факт! Он означает, что самое начальное состояние трех базовых классов эмоций мы осознавать не можем, потому что неспособны их назвать.

Сложность 2. Нет мозга…

На другой части спектра, на высоком уровне интенсивности, в районе 100%, тоже все не так просто. Мы не можем в этой области осознать эмоции, потому что там «нет мозга». Это метафора!

Мозг, конечно же, есть, но в нем происходят очень интересные процессы. Если коротко и очень упрощенно, то более древние его отделы перехватывают управление у нашего осознающего мозга.

Иначе говоря, работают лимбическая система и рептильный мозг, но не работает неокортекс — то, чем мы можем логически мыслить, делать выводы, осознавать. Получается, что базовые эмоции практически невозможно осознавать по двум причинам: в одной части спектра нет слов для их называния, в другой — нет осознающих отделов мозга. Точнее, они есть, но отключены.

И только в середине континуума имеется и то и другое, и мы могли бы эмоции осознавать. Но выясняется, что там у нас нет навыка. Нас никто никогда не учил этому так же монотонно и планомерно, как, например, рисовать палочки или кружочки, писать в прописи, считать в столбик и делать разные арифметические вычисления.

В детстве нам только говорили, что эмоции нужно прятать и подавлять. Редко, а фактически никогда кого-то просили родители или учителя: «Осознай, пожалуйста, что ты сейчас чувствуешь. Назови свою эмоцию словом».

6 причин начать развивать эмоциональный интеллект уже сегодня (и почему это так сложно)
Эмоции ребенка
Источник:
Rose, E. (artist); L. Prang & Co. (publisher) / Wikimedia Commons
6 причин начать развивать эмоциональный интеллект уже сегодня (и почему это так сложно)
Эмоции ребенка
Источник:
Rose, E. (artist); L. Prang & Co. (publisher) / Wikimedia Commons

Собственно, это мы и называем «глобальной драмой эмоционального интеллекта». Мы все хотим управлять эмоциями и, как умные люди, понимаем, что нам нужно сначала их осознать.

Но вот осознавать это нам очень трудно по трем причинам: в одной части спектра нет слов, в другой — «нет мозга», в третьей — нет навыка осознания.

6 причин начать развивать эмоциональный интеллект уже сегодня (и почему это так сложно)
Источник:
из книги Сергея Шабанова и Алены Алешиной «Развиваем эмоциональный интеллект»
6 причин начать развивать эмоциональный интеллект уже сегодня (и почему это так сложно)
Портрет мужчины, 2004-2006
Источник:
Gert Germeraad (CC BY-SA 3.0) / Wikimedia Commons

Почему не бывает положительных и отрицательных эмоций?

Чаще всего, когда мы спрашиваем на тренингах, какие бывают эмоции, мы получаем ответ: «Положительные и отрицательные». Однако такое отношение, как правило, мешает нам управлять эмоциями (можно ли руководить тем, что мы отрицаем?!).

Давайте посмотрим на эмоции с точки зрения организма. Для него вообще все они положительны, поскольку для чего-то ему нужны. Например, страх помогает спастись от опасности и выжить, поэтому он самая положительная эмоция для организма. А гнев дает необходимую для действий энергию, позволяет захватить территорию или противостоять нападению. Печаль замедляет и помогает оплакать то, что потеряно.

Однако есть и ситуации, в которых радость неуместна. Например, нам рассказывали уже несколько случаев, когда слишком жизнерадостных участников тренингов останавливали для дополнительной проверки на таможне. В ситуациях, связанных с безопасностью, радость и веселье неуместны, потому что ведут к расслабленности и невнимательности.

В любой ситуации есть эмоции, которые помогают нам действовать более эффективно (или так, как мы этого хотим) в каждой ситуации, и есть те, что нам мешают. При этом для каждой ситуации эти эмоции могут быть различными.

Всякий раз, оценивая, насколько «положительно» или «отрицательно» эмоциональное состояние, стоит рассматривать контекст, конкретную ситуацию, при которой оно возникает.

Мы предпочитаем использовать термин «адекватная (ситуации) эмоция» или «неадекватная (ситуации) эмоция». При этом значение имеет как она сама, так и степень ее интенсивности («немножко побеспокоиться по этому поводу было бы полезно, а вот впадать в панику — совершенно излишне»).

Отрывок из книги Сергея Шабанова и Алены Алешиной «Развиваем эмоциональный интеллект. Как прокачать свой EQ за 24 недели. Практика». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2022.

Читайте книгу целиком

Доступные практики, которые помогут развить эмоциональный интеллект. Для всех, кто хочет подружиться с собственными эмоциями и научиться эффективно общаться с другими людьми.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения