1500 булыжников уложены в ровный ряд: откуда на дне Балтийского моря каменная стена?

Геологи объяснили, кто, зачем и когда ее построил

13 февраля 2024

Эта 3D-модель позволяет представить, как выглядят загадочные камни в максимальном приближении. Размер масштабной полосы в верхнем правом углу — 50 сантиметров.

PNAS

Осенью 2021 года на дне Мекленбургской бухты в юго-западной части Балтийского моря геологи обнаружили необычный ряд камней. Простиравшаяся почти на километр, стена была установлена на глубине в 21 метр и состояла примерно из 1500 булыжников. Причем они оказались расположены так равномерно, что их естественное происхождение выглядело маловероятным. Теперь ученые, кажется, выяснили, кто и когда возвел это сооружение.

Чтобы понять, как появилась необычная стена, международная команда исследователей создала ее подробную 3D-модель и реконструировала структуры древнего ландшафта, а образцы отложений из соседнего бассейна помогли сузить возможный период постройки.

Как пишут геологи в издании Proceedings of the National Academy of Sciences, в результате исследования они отмели вариант естественного происхождение подводной каменной стены и версию ее современного строительства. Исключив их, ученые решили, что сооружение могло появиться только после окончания последнего ледникового периода, когда Балтийское море еще не затопило эти земли.

Авторы также обращают внимание на то, что численность населения Северной Европы в то время, вероятно, составляла менее 5000 человек, а одним из основных источников пищи были стада оленей, которые сезонно мигрировали через постледниковый ландшафт с редкой растительностью. Сложив одно с другим, ученые пришли к выводу, что стену, вероятно, использовали, чтобы направлять оленей в узкое место между прилегающим берегом озера и стеной или даже в озеро, где охотникам каменного века было легче их убить.

P. Hoy / University of Rostock

Аналогичные доисторические охотничьи сооружения были найдены в других частях света, например, на дне североамеркианского озера Гурон на глубине 30 метров. Здесь американские археологи, кроме каменных стен, задокументировали сооружения, построенные для охоты на северных оленей карибу. И у этих стен оказалось много общего с сооружением в Мекленбургской бухте, в частности, оба объекта расположены на склоне хребта, а также почти параллельно берегу озера с одной стороны.

Похожие археологические памятники были обнаружены ранее и на других побережьях, но расположены они оказались на гораздо меньших глубинах и в основном относятся к периодам мезолита и неолита (то есть примерно с 7000-го по 2500 год до нашей эры). Если же говорить о Мекленбургской бухте, то последние стада оленей исчезли из этих широт около 11 тысяч лет назад. Соответственно, смысла строительства охотничьей стены в более позднее время просто не было, что делает находку одним из старейших человеческих строений, когда-либо обнаруженных в Балтийском море.

Теперь геологи намерены продолжить исследования, чтобы иметь более полное представление о жизни, организации и методах охоты в раннем каменном веке. Кто знает, может быть, они кинут еще один камень в огород мифа о «мужчине-охотнике».