Слово главного редактора: о реалити-шоу планетарного масштаба

1 сентября 2020
Слово главного редактора: о реалити-шоу планетарного масштаба
Пандемия COVID-19 помогла людям увидеть, какой может быть планета, если снизить их активность

Поздравляю, мы с вами прошли отборочный тур и попали в 1% претендентов на победу в планетарном реалити-шоу «Жизнь». Напряженный шестой раунд в самом разгаре, шансы на выживание — примерно один к четырем. Хотя сложно оценить шансы, когда один из участников пытается на ходу переписать правила игры.

На Земле сейчас живет от 10 до 50 миллионов биологических видов. Одна из свежих научных работ подводит нас к цифре 8,7 миллиона эукариот (организмов с ядрами в клетках), но даже сами авторы этой оценки предупреждают: точное число очень сильно зависит от метода подсчета. Большинство ученых сходится в одном: 99% видов, когда-либо живших на Земле, вымерли. Планета прошла через пять массовых вымираний, в каждом из которых исчезало свыше 70% имеющихся на тот момент видов. В этих «раундах» были свои победители. К примеру, птицы и млекопитающие пережили последнюю «чистку», крокодилы (точнее, их родственники) — две последние, морские губки — все пять. Мы по сравнению с ними новички, правда, играем активнее всех. Да что там — шестое массовое вымирание запустили мы сами.

Еще пара цифр. Земля существует 4,5 миллиарда лет, жизнь на ней — 3,7 миллиарда лет (возможно, даже дольше). А человечество — 200 тысяч лет. В этом контексте призыв спасать планету звучит смешно. Спасти мы можем только самих себя. Девочка Грета, требуя сберечь природу для детей, попала в точку. Внимание к экологии не вопрос совести или сознательности. Забота о потомстве — базовый инстинкт. Если он откажет, шестой раунд мы не пройдем.

Что вы узнали о себе и других благодаря пандемии? Напишите об этом по адресу: glavred@vokrugsveta.ru