Весь мир охвачен селфи, как пандемией. Что это: мимолетное увлечение или нечто большее, возможно, опасное? «Вокруг света» выяснил, откуда взялась мода на селфи и почему все люди делают это.

Фото №1 - Человек и общество: удовольствие по щелчку
С легкой руки художницы Оливии Муус (Дания) музейные портреты «превратились» в селфи, а по соцсетям прокатился флешмоб с тегом #museumofselfies

Первой в истории фотографией человека стало селфи, снятое американским изобретателем Робертом Корнелиусом еще в 1839 году. С тех пор фотографированием себя с помощью зеркала увлекались и Лев Толстой, и дочери императора Николая II, и Черчилль. Однако настоящую популярность селфи получило только в начале XXI столетия, с массовым распространением цифровых камер и социальных сетей. Съемка с близкого расстояния — непростая задача для оптики, но теперь стало возможным делать сколько угодно кадров, отбирая из них один удачный, а потом еще и с увлечением редактировать его, создавая портрет «идеального себя».

Первыми это заметили подростки нулевых, проводившие время на сайте самой популярной тогда социальной сети MySpace . В 2002 году на австралийских форумах впервые прозвучало слово «селфи», хотя более взрослые пользователи еще долго подшучивали над странным увлечением. Вплоть до 2009 года бытовало выражение «картинка с MySpace » (MySpace Pic) , как иронично называли любительские, неловкие снимки себя, испорченные бликующей в зеркале вспышкой. Однако уже наступала эпоха Instagram , а с ней — настоящая селфи-пандемия.

Фото №2 - Человек и общество: удовольствие по щелчку
Фактически речь идет о мощном «наркотике», выработку которого можно запустить прямо в организме и почти без усилий

Такие фотографии начали публиковать звезды, дипломаты, политики — буквально все, включая марсоход Curiosity . Стали множиться приложения и плагины для обработки и улучшения цифровых автопортретов. Обеспеченные люди даже принялись нанимать профессиональных стилистов и фотохудожников для создания идеального образа на своих снимках. Через 11 лет после появления «селфи» редакция «Оксфордского словаря» назвала его словом года. Селфи оказалось чем-то большим, нежели просто автопортрет для друзей.

Гормональная «терапия»

Вопросами, связанными с феноменом селфи, задался британский журналист и писатель Уилл Сторр. Проводя расследование для собственной книги, он общался с людьми, тратящими на съемки непропорционально много времени. Такие любители могут часами доводить до блеска свои снимки, выкладывают их непрерывным потоком и получают заряд энергии, считая «лайки».

Обычно специалисты объясняют такое навязчивое поведение неуверенностью в себе и болезненной чувствительностью к оценкам посторонних людей. Одобрение и внимание окружающих способствует выбросу окситоцина и возникновению положительных переживаний от «правильной» социальной адаптации в своей группе. Однако традиционные способы этой адаптации связаны с поддержанием сложных, часто затратных и разочаровывающих отношений с другими людьми. Проще выложить в Сеть эффектный снимок — и тут же сорвать нужную дозу гормона.

Фото №3 - Человек и общество: удовольствие по щелчку

Книга Уилла Сторра «Селфи» в 2019 году вышла на русском языке в издательстве «Индивидуум». В ней он приводит весьма красноречивый случай 22-летней британки Си-Джей, для которой селфи — почти маниакальная страсть. Журналист замечает, что прежде девушка злоупотребляла манипулятивными отношениями: влюбляла в себя парней и бросала их, как только получала достаточно восхищения. Это повторялось вновь и вновь и в принципе оставалось вполне приличным источником удовлетворения. Но однажды Си-Джей сама влюбилась в манипулятора, который, флиртуя с ней, одновременно отсылал свои селфи ее соперницам.

Пережив разрыв и депрессию, девушка перешла к более безопасному способу получения восхищения — к селфи. Прежде Си-Джей приходилось активно интересоваться другими людьми: однажды, чтобы «охмурить» поклонника Эминема, она освоила творчество американского рэпера и даже пыталась складывать стихи сама. Селфи же не требует таких подвигов. Достаточно сделать удачный яркий снимок и добиться того, чтобы он появился в лентах как можно большего числа людей.

Индустриальный рывок

Именно такие процессы, считает Сторр, и стоят за быстрым превращением селфи из любительских подростковых автопортретов в глобальный социокультурный феномен и даже в индустрию, которая питает массу новых товаров и услуг — от селфи-палок до профессиональной фоторетуши и рекламы. Но распространение нового увлечения сыграло с его поклонниками злую шутку. Сегодня, для того чтобы выделиться из потока, требуется демонстрировать нечто небывалое, делать то, чего не делал прежде никто из миллионов.

Фото №4 - Человек и общество: удовольствие по щелчку

Неудивительно, что одни сосредоточились на создании безупречных кадров, порой привлекая к этой работе и художников, и даже пластических хирургов, готовых изменить лицо для нужд съемки. Другие же, вооружившись смартфонами, гоняются за знаменитостями, за экзотической или экстремальной обстановкой для своих фотографий. В 2014 году параллельно зимней Олимпиаде в Сочи прошла целая «селфи-олимпиада» по съемкам в самых необычных обстоятельствах. За несколько лет конкуренция селфи-мейкеров набрала такие обороты, что, кажется, здесь осталось место лишь для «профессионалов».

В 2018 году известный авторитетный журнал Wired провозгласил: «Селфи, каким мы его знаем, мертво». В самом деле, аналитический сервис Google Trends , отслеживающий, как часто то или иное слово фигурирует в поисковых запросах в Сети, уже несколько лет показывает, что слово selfie появляется все реже. Однако настоящих причин хоронить явление пока нет: скорее всего, селфи останется с нами еще надолго.

Фото №5 - Человек и общество: удовольствие по щелчку
Подавить тягу заглянуть в ленты своих социальных сетей оказывается даже труднее, чем избавиться от желания закурить 

Диагноз — «селфистит»

Тяга к окситоцину глубоко «зашита» в наш мозг. Этот гормон укрепляет социальные связи и с близкими, и в больших коллективах, вызывая прилив позитивных эмоций. Окситоцин смягчает многие эффекты стрессов и в наше беспокойное время становится особенно притягателен. Благодаря ему возникает и непреодолимое желание общаться в социальных сетях, обмениваться фотографиями, получать новые и новые «лайки». Не имея достаточно свободного времени и сил для того, чтобы получать гормон от реального взаимодействия с окружающими, люди устремляются за более простыми, быстрыми источниками гормона. И вот уже в Instagram собрано почти 400 млн снимков, отмеченных как селфи.

Фото №6 - Человек и общество: удовольствие по щелчку

При этом исследования показывают: люди, постоянно размещающие селфи в социальных сетях, чаще остальных переживают проблемы в реальных отношениях со «второй половиной». Нельзя сказать, что именно означает такая корреляция: возможно, что селфи провоцируют конфликты в паре, но, вероятно, и то, что как раз сложности в отношениях стимулируют желание вывесить селфи и получить нечто вроде поддержки и внимания. Если не гнаться за новыми подписчиками, то выложить автопортрет — задача совсем несложная, а «окситоциновую прибыль» это приносит почти моментально.

От отправки снимка в интернет до получения одобрения проходят минуты, но не часы и дни, как при настоящем общении с живым человеком. К этому слишком легко привыкнуть, недаром, по данным одного исследования, подавить тягу заглянуть в ленты своих социальных сетей оказывается даже труднее, чем избавиться от желания закурить. Фактически речь идет о мощном «наркотике», выработку которого можно запустить прямо в организме и почти без усилий. Трудно представить, чтобы кто-либо отказался от такого удовольствия по собственной воле. Некоторые медики предлагают называть это состояние «селфиститом», хотя болезнью оно, конечно, не признано. По крайней мере пока.

Фото: OLIVIA MUUS / EXCLUISVEPIX / EAST NEWS (X6)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2019