Психологический эффект от восприятия этого шедевра сокрушителен. «Иван Грозный и сын его Иван...» — единственная в истории русской живописи картина, которую дважды атаковали вандалы в музее

Фото №1 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина
Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Холст, масло 199,5×254 см
1883–1885
Временно находится во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря в Москве; по прогнозам специалистов, ее будут восстанавливать до 2020 года

В 1913 году молодой иконописец-старообрядец Абрам Балашов порезал полотно Ильи Репина тремя ударами ножа, повредив лица героев. По слухам, хранитель Третьяковской галереи художник Георгий Хруслов покончил с собой, бросившись под поезд, когда узнал о порче картины. Второй раз на шедевр напали совсем недавно, в мае 2018 года: 37-летний безработный Игорь Подпорин схватил металлическую стойку ограждения и несколько раз ударил ею по холсту. Вандал арестован; в конце ноября он был признан вменяемым и направлен в суд.

У самого Репина полотно на кровавый сюжет вызывало сильные эмоции еще в процессе работы. «Мне минутами становилось страшно, — вспоминал художник. — Я отворачивался от этой картины, прятал ее». Такое же впечатление производил шедевр и на его друзей. Репин сознательно создал полотно, разительно отличающееся от картин предшественников, Вячеслава Шварца, Николая Шустова и Ивана Пелевина, на сходный сюжет. У них царевич лежит на смертном одре, а рядом сидит скорбящий Иван Грозный. Репин же выбрал наиболее драматичный момент — когда царя осенило, что он натворил, — и создал эмоциональное полотно, полное сильной, пожалуй, деструктивной энергии. Картина постепенно обросла мрачными легендами: судьбы людей, позировавших Репину для нее, сложились несчастливо, и пошли разговоры о проклятии шедевра. Однако большинство приемов, которыми Репин добился того, что от полотна веет ужасом, вполне можно разгадать.

Фото №2 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина

1. Посох . Версия, что причиной смерти царевича стал удар посохом, который в ссоре нанес ему отец, была в разных вариантах пересказана иностранцами, жившими на Руси при Иване Грозном, и некоторыми летописцами. В XIX веке этот сюжет в изложении историка Николая Карамзина стал очень известным. Репин сделал орудие убийства главной деталью на переднем плане картины, поместив почти вплотную к краю.

Фото №3 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина

2. Кровь на виске . Это почти центр картины. Крупное красное пятно, бешеные глаза царя, его костлявая ладонь и угасающий взгляд царевича сразу приковывают внимание зрителя. Недаром именно на них в начале ХХ века с неистовым воплем бросился Балашов, крича: «Довольно смертей, довольно крови!»

Фото №4 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина

3. Глаза царя . Подготовительные этюды со спокойными лицами натурщиков сохранились, и по этим наброскам видно, как много художник в итоге изменил. Он акцентировал мимику царя и его скулы, сделал морщины глубже. Широко распахнутые глаза с кровавыми прожилками стали по-настоящему страшными.

Фото №5 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина

4. Пятно . Взгляд, следуя от рукояти посоха до его острия, останавливается на луже крови. Эксперты-криминалисты полагают, что, учитывая позы персонажей и характер раны, пятна на этом месте быть не могло. Однако Репин поместил его именно здесь, в большом пространстве, которое нельзя оставлять пустым.

Фото №6 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина

5. Наряд царевича . Розовый — самый нежный оттенок на полотне и самое яркое пятно. Светлая одежда в центре картины приковывает внимание и создает контраст между фигурой жертвы и агрессивным окружением красного цвета, а также черной одеждой убийцы.

Фото №7 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина

6. Ковры . Судя по геометрическим узорам, это ковры из Дербента, Армении и Карабаха. А в царском дворце, скорее всего, лежали персидские или турецкие, роскошнее и дороже, с мелким цветочным рисунком и более нежных оттенков. Репину, однако, требовались агрессивная расцветка и резкие углы орнаментов.

Фото №8 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина

7. Тафья . Упавшая шапочка царя подчеркивает беспорядок после ссоры и заставляет перевести взгляд обратно на непокрытую голову Ивана Грозного и рассмотреть его вставшие дыбом волосы.

8. Царевич . Этюды головы умирающего наследника престола Репин писал с литератора Всеволода Гаршина и художника Владимира Менка. Гаршин страдал нервным расстройством и через три года покончил с собой, кинувшись в лестничный пролет. У Менка были проблемы со зрением, ослепший на один глаз, он всю жизнь боролся за спасение зрения на втором.

9. Иван Грозный . «В роли» царя позировал художник Григорий Мясоедов, чьей жизненной трагедией стали отношения с собственным сыном, которого, как и царевича, звали Иваном. Отец и сын ненавидели друг друга. Другим натурщиком Репина был композитор Павел Бларамберг — кажется, только его обошло «проклятье» картины.

ХУДОЖНИК
Илья Репин

Фото №9 - Культурный код: 9 секретов картины «Иван Грозный и сын его Иван...» Ильи Репина

1844 — родился в Чугуеве, в Харьковской губернии, в небогатой казачьей семье.
1855 — начал учиться на топографа, позже попал в кочевую артель иконописцев.
1863 — вдохновившись успехом Ивана Крамского, отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.
1878 — вступил в Товарищество передвижных выставок.
1878–1891 — работал над картиной «Запорожцы».
1879 — написал картину «Царевна Софья Алексеевна...».
1900 — переехал в усадьбу «Пенаты» в финском поселке Куоккала.
1918 — после обретения Финляндией независимости случайно оказался эмигрантом. Начал писать мемуары.
1930 — умер в своей усадьбе, там же и был похоронен.

Фото: DIOMEDIA (X2)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2019