Восемнадцатого ноября 1870 года во Франции была запущена «официальная» голубиная почта: линия тогда связала осажденный Париж и город Тур. Конспирация была мастерской: послания фотографировались с большим уменьшением, потом пленка помещалась во фрагмент полого гусиного пера, который заклеивался воском и приклеивался к голубю. Каждая птица могла нести от 15 до 20 таких пленок. Немцы пытались бороться с крылатыми почтальонами — обстреливали летящих голубей и даже отправляли в небо соколов, которые на них охотились. Но французы не растерялись и начали привязывать к хвостам птиц свистки, которые, издавая в полете громкие звуки, распугивали подлетавших к ним хищников.

Легенды народов мира

Фото №1 - Птица-навигатор: 7 историй о голубиной почте

Упоминания почтовых голубей встречаются в самых разных источниках, в том числе письменных. Об удивительных способностях этих птиц знали в Древней Греции, Египте и в других странах. Встречаются упоминания и в русских летописях: многие, вероятно, помнят, как жестоко отомстила княгиня Ольга древлянам за убийство своего супруга: она обложила их данью в виде голубей и воробьев, и те обрадовались, что легко отделались. Но Ольга приказала привязать к лапке каждого голубя тлеющий трут. Птицы вернулись домой и дотла сожгли город Искоростень. Биологам эта история кажется сомнительной, но доля истины в ней все-таки присутствует. Показательно, что именно голубь был выпущен Ноем из уцелевшего ковчега, дабы убедиться в наличии суши.

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Фото №2 - Птица-навигатор: 7 историй о голубиной почте

Именно голубям обязаны своими несметными богатствами братья Ротшильд. Ротшильды всегда стремились узнавать новости первыми, а еще просто обожали разводить почтовых голубей. Два этих увлечения помогли им нажить огромное состояние буквально за день. Случилось это в 1815 году, после триумфального возвращения Наполеона ко власти. До этого в течение нескольких месяцев фондовые биржи жили в ожидании известий о решающей битве при Ватерлоо. Якоб Ротшильд находился в Париже, Натан — в Лондоне. В самом начале сражения Наполеон явно побеждал, но потом подоспела подмога армии Веллингтона, и французы проиграли битву.

По легенде, благодаря голубям Ротшильды узнали об этом первыми и начали продавать свои акции. Биржа встала на уши, сбывать бумаги за бесценок начали все, а агенты Ротшильдов приобретали их по чрезвычайно низким ценам. Лишь через несколько суток стало известно об истинном положении вещей. В итоге многие лишились огромных состояний, а Ротшильды, наоборот, сколотили солидный капитал, который позволил им начать оказывать влияние на британскую экономику. Впрочем, это не единственный подобный случай — до изобретения телеграфа принцип работы голубиной почты использовался на рынке ценных бумаг почти повсеместно.

Прекрасная физподготовка

Фото №3 - Птица-навигатор: 7 историй о голубиной почте

Голуби отличаются недюжинной выносливостью и способны преодолевать солидные расстояния практически без отдыха. В Советском Союзе в 1929 году был установлен рекорд: одна из птиц пролетела 537 километров за 6 часов 8 минут, развив, таким образом, среднюю скорость в 86 километров в час!

Интеллектуальные способности этих птиц ничуть не хуже физических. Например, они прекрасно запоминают лица людей и сторонятся тех, кто был с ними жесток или агрессивен, и, напротив, проявляют доверие к тем, кто кормил и был добрым.

Голуби умеют договариваться

Крылатые почтальоны летают и поодиночке, но если у двух голубей есть выбор: возвращаться домой в паре или по отдельности, — они выберут первый способ. При этом если птицы в паре привыкли следовать «на базу» разными маршрутами, то при возвращении вместе они прокладывают новый, хотя бы отчасти знакомый и тому и другому. Это не раз наблюдали исследователи из Оксфордского университета, оснащая подопытных пернатых GPS -трекерами. В стае голуби преодолевают маршрут намного эффективнее, чем в одиночестве.

Невидимый компас

Фото №4 - Птица-навигатор: 7 историй о голубиной почте

Принцип работы голубиной почты предельно прост: голуби всегда возвращаются в родное гнездо. Такой инстинкт называется хоумингом, от английского home . Долгое время люди не могли понять, как птицам удается безошибочно находить дорогу, даже если их увезли очень далеко от места обитания. Гипотезы были разные — ориентирование по солнцу, по звездам, по запахам. Но ведь даже слепые птицы возвращались к гнезду! На самом деле у ученых до сих пор нет единогласного мнения относительно голубиной навигации. Но наиболее правдоподобные версии — способность «считывать» и запоминать геомагнитное поле около родного дома, а также находить дорогу по инфразвуку (свой уникальный инфразвук есть у любой местности на земном шаре). Похоже, это далеко не все «инструменты», которыми располагают эти удивительные птицы.

Глаз-алмаз

Фото №5 - Птица-навигатор: 7 историй о голубиной почте

Глаза голубя устроены так, что они «выхватывают» из поля зрения лишь те объекты, которые интересуют птицу в данный момент. Это также помогает в ориентировании. Ученые даже пытались скопировать эту уникальную биологическую модель. Так, одна из американских авиационных компаний разработала электронный глаз, который был способен определять направление и скорость нужного объекта, а также его форму и размеры. Кроме того, доказано, что голубиное зрение в разы острее человеческого, поэтому в конце прошлого века береговая охрана США даже использовала этих птиц во время поисково-спасательных операций. И не зря: голуби находили в два раза больше утопающих, чем люди. К сожалению, тогда проект закрыли из-за недостатка финансирования.

Современная почта

Фото №6 - Птица-навигатор: 7 историй о голубиной почте

Сегодня почтовых голубей именуют спортивными. Голубеводы устраивают увлекательные соревнования, так как необходимость в оперативной доставке посланий с появлением электронной почты почти отпала. Но кое-где труд этих почтальонов используется до сих пор. Например, в некоторых труднодоступных районах Индии. А в английском городе Плимуте придумали доставлять образцы крови из клиники в лабораторию при помощи голубей — так получилось, что небольшой, буквально в несколько километров, участок дороги, соединяющий учреждения, почти постоянно стоит в пробках, и птицы преодолевают это расстояние намного эффективнее.

Фото: Bert Hardy / Stringer / Getty Images, De Agostini Picture Library / Contributor / Getty Images (x2), Giles Clarke / Contributor / Getty Images, Bodo Schieren / Getty Images, Jacqueline Veissid / Getty Images