«Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

При рождении Моцарта назвали Вольфгангом Амадеем

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Портрет Вольфганга Моцарта. Барбара Крафт. 1819 год
Фото
CBW / Alamy via Legion Media

НЕТ

В церковном реестре кре­щений мальчик был записан как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил). А в се­мье его всю жизнь звали про­сто Вольфганг. Имя Амадей (Amadeus) — буквальный перевод на латынь греческого имени Тео­фил («любимый богом»), данного Моцарту в честь крестного, маль­чик получил позже, когда начал выступать перед публикой.

Глав­ным языком музыкантов и мело­манов Европы был итальянский, а ребенка на концертах нужно было красиво представлять. Потому и выбрали имя, которое благозвучно переводилось на этот язык, — Амадео.

Шестилетний виртуоз — уникальное явление в Европе XVIII века

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Маленький Моцарт пытается музицировать. Гравюра XIX века
Фото
Bettmann / Contributor / Getty Images

НЕТ

В то время вундеркинды как раз на­бирали популярность. Родители возили своих талантливых чад из города в го­род, показывая публике за деньги. За 50 лет до Моцарта Европу удивлял «младе­нец из Любека» — Кристиан Хайнекен, полиглот с феноменальной памятью. Со­временником Моцарта был другой юный гений — польский виолончелист Николас Зыгмунтовский.

Отец Вольфганга Мо­царта Леопольд, одаренный исполнитель и преподаватель, учил сына и дочь музы­ке буквально с пеленок, и его старания­ми мальчик уже в четыре года играл на скрипке и клавесине и сочинял компози­ции. Леопольд Моцарт сделал все, чтобы его дети стали звездами и заработали де­нег для семьи.

За европейское турне 1762–1766 годов с юным Вольфгангом Моцарты выручили в 50 раз больше, чем Леопольд получал за год, служа придворным музыкантом у зальцбургского князя-архиепископа.

Моцарт был масоном

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Фото
Vienna Museum at Karlsplatz, Public domain, via Wikimedia Commons

ДА

В 1784 году композитора приняли в венскую ложу вольных каменщиков «К благотворительности», он также посещал ложу «К истинному согласию». Ничего особенного в этом не было: масонство тогда вошло в моду по всей Европе, и ложи представляли собой нечто вроде клубов для аристократов, богемы и интеллектуалов. Пожалуй, самая знаменитая опера Моцарта «Волшебная флейта» полна масонской символики и отсылок к ритуалам вольных каменщиков.

Моцарт написал оперу по запрещенной пьесе

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Фото
INTERFOTO / Alamy via Legion Media

ДА

Автор пьесы «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьер Огюстен Бомарше в образе графа Альмавивы выставил в неприглядном свете аристократию. По инициативе императора Иосифа II австрийская цензура запретила показывать это произведение на сцене. Моцарт, однако, взялся сочинять по пьесе оперу. Автор либретто, придворный поэт Лоренцо Да Понте, работая над текстом, смягчил и вырезал нападки на аристократию. В мемуарах либреттист пишет, что лично уговорил императора разрешить постановку оперы.

Взрослая жизнь композитора прошла в бедности

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Австрийская монета в 1 евро с портретом Моцарта
Фото
Gunter Kirsch / Alamy via Legion Media

НЕТ

Это очень старая легенда, и каждый новый биограф старался представить композитора все более нуждающимся. На самом деле, как пишет искусствовед Га­бриеле Рамзауэр, директор музеев фонда Моцартеум в Зальцбурге, для своего вре­мени и сословия Моцарт зарабатывал очень хорошо. Его годовой доход с уче­том гонораров за концерты, уроки музы­ки и написанные композиции достигал иногда 10 000 гульденов.

По информа­ции, которую приводит театровед Таде­уш Кшешовяк, последние 10 лет жизни доход композитора составлял от 1500 до 3000 гульденов в год. Это намного мень­ше, чем у князей (100–500 тысяч) и графов (20–50 тысяч), однако средний чинов­ник зарабатывал 300–900 гульденов в год, а музыканты королевского театра получа­ли около 350.

Другое дело, что Моцарт хо­тел на равных общаться с публикой, пе­ред которой играл, а это аристократия и богачи. Поэтому жил на широкую но­гу, отчего влезал в долги.

Моцарта отравил Антонио Сальери, который ему завидовал

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Ф. Мюррей Абрахам в роли Сальери в фильме Милоша Формана «Амадей»
Фото
AA Film Archive / Alamy via Legion Media

НЕТ

Широко растиражировал данный миф Пушкин, расска­завший историю о коварном убийстве в пьесе «Моцарт и Сальери». Николай Рим­ский-Корсаков создал по мотивам этого произведе­ния оперу. В 1979 году британский драматург Пи­тер Шеффер написал пьесу «Амадей» — тоже под влиянием пушкинского сюжета. А в 1984-м вышла ­ее киноадаптация — фильм Милоша Фор­мана «Амадей».

В ре­альности у Сальери не было причин завидо­вать Моцарту. Позиция итальянца в музыкаль­ном мире Вены была лучше, чем у австрийского коллеги: должность почетнее, жалованье выше — придворный капельмейстер Сальери получал 1200 гульденов в год, а Моцарт в качестве камер-композитора только 800. При жизни Сальери был не менее популярен.

Что ка­сается причины смерти 35-лет­него Моцарта, есть несколько разных версий, однако истину из-за недостатка данных установить невозможно.

Моцарт писал «Реквием» для собственных похорон, предчувствуя скорую гибель

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Фото
Shim Harno / Alamy via Legion Media

НЕТ

После смерти композитора его жена Констанца, желая поддержать интерес к творчеству мужа, пустила слух: якобы Моцарт подозревал, что его отравили, и потому сочинял для самого себя похоронную мессу. Широко известна также история о таинственном посланце «с того света», который однажды постучался в дом Моцарта и заказал ему «Реквием», после чего композитор заболел.

Посланца звали Франц Антон Лайтгеб, он был доверенным лицом графа Вальзегга. Аристократ, у которого умерла жена, через Лайтгеба поручил модному композитору сочинить траурную мессу. Это произошло в июле 1791 года, когда Моцарт был еще здоров и весел. Композитор тяжело заболел только в конце ноября, к тому времени значительная часть «Реквиема» была написана.

Тело Моцарта закопали в общей могиле для нищих

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Генри О'Нил. Смерть Моцарта. Около 1870 года
Фото
Pictorial Press Ltd / Alamy via Legion Media

НЕТ

По распространенному мнению, к концу жизни великий композитор настолько опустился и обеднел, что даже денег на похо­роны у него не было. На самом деле Моцарта похоронили «по третьему разряду» — не роскошно, но для того времени вполне прилично, пишет Га­бриеле Рамзауэр.

Композитор был погребен на кладбище Святого Марка на окраине Вены, в отдельной могиле и, вероятно, в гробу, а не в льняном мешке, как это показано в фильме Милоша Формана. Предписание из императорского ордонанса 1784 года хоронить усопших в мешках, а гробы использовать только для транспортировки уже было шесть лет как отменено из-за всеобщего недовольства. Могила Моцарта до сих пор не найдена.

От прослушивания музыки Моцарта становятся умнее

Бедствующий гений, вольный каменщик, жертва завистника: 9 мифов о Моцарте
Фото
ephotocorp / Alamy via Legion Media

Вряд ли

Автор термина «эффект Моцарта» французский врач Альфред Томатис на основе многолетней медицинской практики высказал в 1991 году гипотезу, что композиции австрийского клас­сика улучшают слух и работу мозга. В 1993-м в журнале Nature вы­шла статья американских психологов Фрэнсис Раушер, Гордона Шоу и Кэтрин Кай, в которой утверждалось, что сразу после про­слушивания произведений Моцарта студенты лучше справлялись с заданиями на пространственно-временное мышление.

О долго­срочном воздействии на общее развитие ничего сказано не было, однако исследование вызвало ажиотаж: музыку Моцарта стали включать детям и рекомендовали слушать беременным… Впослед­ствии многие ученые пытались повторить эксперимент, описан­ный в статье 1993 года, но результаты получались противоречивые. В ряде экспериментов такой же кратковременный эффект дава­ло прослушивание участниками другой приятной мелодии и да­же рассказов Стивена Кинга.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2018