Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах

Как только на европейских и американских дорогах появились первые автомобили, человечество начало мечтать о скорости

Еще на заре автомобильной эры наравне с обычными серийными машинами конструкторы создавали гоночные модели. Что касается мировых рекордов, то каждый новый результат и по сей день фиксируется в списке, открытом еще в позапрошлом веке.

Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах
Человечество грезило о скорости с момента появления автомобиля

Первый официально зарегистрированный рекорд установил французский граф по имени Гастон де Шасслу-Лоба — в конце 1898 года он разогнался на своем автомобиле (кстати, с электрической тягой) до 63 с лишним километров в час. Через пару месяцев бельгийский гонщик Камиль Женатци на электромобиле, известном истории по кличке «Всегда недовольная», улучшил результат француза на три километра в час. После этого бельгиец и француз превратились в непримиримых соперников и постоянно били рекорды друг друга. Победителем в схватке стал Камиль: в апреле 1899 года он впервые преодолел стокилометровый рубеж, показав результат 105,8 км/ч.

Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах
Камиль Женатци

Женатци буквально жил гонками. Спустя несколько лет после своего последнего рекорда он попал в аварию и лишился руки, но даже это не помешало ему соревноваться и побеждать. Камиль шутил, что умрет в автомобиле, притом непременно в «Мерседесе», и его предсказание по иронии судьбы сбылось: однажды в него нечаянно всадили пулю на охоте, и автомобиль, в котором раненого везли в больницу и в котором он скончался по дороге в госпиталь был именно «Мерседесом».

Участвовал в гонках и небезызвестный американский промышленник Генри Форд, правда, исключительно в рекламных целях. В 1904 году он разогнался на одном из своих автомобилей до 147 километров в час, и это была первая попытка установить мировой рекорд не на территории Франции или Бельгии. В Европе результат не приняли, сославшись на то, что заезд был проведен не по клубным правилам. В Америке, напротив, гордились достижением. Впрочем, сам Генри Форд больше гонками не занимался.

* * *

Двухсоткилометровый рубеж скорости был преодолен в 1911 году гонщиком по фамилии Бурман. У него был автомобиль фирмы «Бенц» на 200 л. с., получивший прозвище «Молниеносный», или просто «Молния». Рекорд составил 228 км/ч. Правда, гонщик прошел дистанцию лишь в одном направлении, а потому результат не сразу признали официально.

Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах
Малькольм Кэмпбелл на своей «Синей птице»

Еще до начала Второй мировой войны рекорд Бурмана был улучшен почти в два раза англичанином Малькольмом Кэмпбеллом. В 1932-м на гоночном автомобиле, который назывался «Синяя птица», Кэмпбелл развил скорость более 400 км/ч и впоследствии несколько раз побил собственный рекорд.

В 1937 году пилот Джон Айстон на автомобиле «Роллс-Ройс-Айстон» разогнался до 500 км/ч. Машина его выглядела очень необычно и внешне напоминала скорее летательный аппарат, к тому же у нее было всего три колеса.

Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах
Гарри Габелич и его «Синее пламя

С середины 1960-х в гонках начали участвовать автомобили с авиационными и ракетными двигателями, поэтому рубеж в 1000 км/ч в 1970-м покорился американцу Гарри Габеличу, болид которого под названием «Синее пламя» показал среднюю скорость 1014 км/ч. Впрочем, и он впоследствии был неоднократно побит, хотя отметку в 1000 миль (примерно 1600 км/ч) пока не преодолел ни один автомобиль.

* * *

Разумеется, для установления фантастических рекордов скорости обычная дорога не подойдет. Чаще всего подобные гонки проводятся на высохших соляных озерах. Самое известное из них называется Бонневилль и находится в Америке, в штате Юта. Представьте себе огромный, 412 квадратных километров, участок — настолько плоский, что на нем можно увидеть кривизну земного шара. При этом большую часть года поверхность озера твердая, сухая и ровная, здесь нет ни песка, ни грязи. Неудивительно, что еще в 20–30-е годы прошлого века сюда начали съезжаться любители адреналина и запредельных скоростей со всего мира.

Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах
Знаменитое соляное озеро Бонневилль неоднократно становилось свидетелем рекордов скорости

Первое время гонки на озере проводились нелегально, безо всяких лицензий. Правительство штата не протестовало, ведь подобные мероприятия приносили неплохой доход жителям маленьких городков, расположенных неподалеку от соляной пустыни. Однако после нескольких трагических случаев процесс организации заездов стал строгим, и эти правила действуют по сей день.

Гонщики здесь не соревнуются друг с другом; они выезжают на трассу по одному, и их главный соперник — стрелка спидометра. При этом класс автомобилей или мотоциклов, на которых совершается заезд, каждый выбирает сам, возразить не может даже судья. Главное — соответствие техническим требованиям безопасности, список которых насчитывает почти 60 пунктов. Самые яркие события в Бонневилле проходят летом и осенью. Например, традиционная «Неделя скорости» — обычно она проводится в августе.

Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах
Кадр из кинофильма «Самый быстрый „Индиан“» (2005)

Загадочное соляное озеро Бонневилль, которое само по себе является яркой природной и туристической достопримечательностью, неоднократно появлялось на киноэкране. Пожалуй, атмосфера, царящая там в дни гонок, наиболее жизненно передана в художественном фильме «Самый быстрый „Индиан“» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Сюжет основан на реальной истории Берта Монро из Новой Зеландии, который долгие годы своими руками в крошечном сарае совершенствовал старый мотоцикл «Индиан Скаут» 1920 года выпуска. Мечта гонщика сбылась: в Бонневилле он установил мировой рекорд скорости. К тому времени Монро было 68 лет, а его мотоциклу немногим менее — почти полвека.

Само собой, возникает вопрос: как фиксировать рекорды сегодня? Первые энтузиасты Бонневилля пользовались механическими хронографами, затем появилась компьютеризированная система, а сейчас замеры делаются при помощи инфракрасных излучателей, и этот метод зарекомендовал себя как самый точный.

Фото: Getty Images, imdb.com

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения