Туризм не только приносит доход, но и улучшает имидж государства. Сейчас это понимают практически все: 2017 год ООН провозгласила международным годом туризма в интересах развития. А первыми это поняли в Париже: 800 лет назад там стали завлекать гостей города мощами святых.

Фото №1 - Увидеть Париж

Солнечным утром 19 августа 1239 года король Людовик IX и его братья, без обуви и в одних туниках, вышли из ворот Парижа во главе торжественной процессии. Их сопровождали родственники, свита, рыцари и все духовенство города — тоже босиком, в знак христианского смирения. К берегу причалила ладья, и король с братьями сами выгрузили из нее сундук. Поднявшись на специально сооруженный деревянный помост, Людовик извлек из сундука серебряную шкатулку, а из нее достал золотой сосуд. Открыв сосуд, он показал собравшимся величайшую реликвию — терновый венец, орудие страстей Христа.

ПОСТЫ И ПОХОДЫ: КОРОЛЕВСКАЯ РЕЛИГИЯ

Почти 44-летнее царствование Людовика IX, прозванного Святым, впоследствии вспоминали как время исключительного благополучия французского королевства. Хотя начало его правления было отнюдь не безоблачным. После внезапной смерти отца в 1226 году Людовик взошел на престол 12-летним мальчиком и сразу был вынужден дать отпор мятежным баронам, пытавшимся диктовать юному государю собственные условия. Но со временем этот король стал сильным правителем процветающего государства.

Фото №2 - Увидеть Париж

Людовика Святого часто изображают несущим терновый венец. Таков он и на витраже в церкви Святого Павла в Лионе

Жители средневековой Европы связывали благоденствие любой страны с «правильным» поведением ее правителя. Ему полагалось быть не только мудрым и справедливым, но и благочестивым. Так воспитывала своих детей мать Людовика IX, Бланка Кастильская, однако старший сын превзошел все ожидания. Людовик был предельно скромен в быту, ревностно соблюдал посты, покровительствовал монашеским орденам, строил храмы и больницы, мыл ноги нищим, никогда не нарушал клятв (выгодно выделяясь этим на фоне других правителей) и пытался отвоевать у мусульман Святую землю.

Итак, Людовик IX был могущественным и популярным в народе государем. Но что ожидало страну после его смерти? Укрепить шаткое единство королевства и авторитет правящей династии на века могло нечто особенное. Благодаря религиозности короля нашлось верное средство.

Фото №3 - Увидеть Париж

Бюст-реликварий святого Людовика, созданный уже в Новое время — в середине XIX века

В христианском мире того времени исключительную роль играли реликвии. Считалось, что святыни защищают город и страну, где находятся, и помогают людям, которые приходят им поклониться. Так, в IX веке венецианцы выкрали из Египта мощи святого Марка и гордились этим, поскольку обладание реликвиями, по мнению жителей Светлейшей республики, обеспечивало им небесное заступничество евангелиста.

ВЕНЕЦ И КРЕСТ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Одно из самых богатых собраний реликвий в христианском мире до 1204 года было в Константинополе, столице Византийской империи. Город представлялся паломникам настоящей сокровищницей, а византийцы не продали бы свои святыни ни за какие деньги. После того как Константинополь захватили крестоносцы с Запада, ситуация изменилась. В основанной ими Латинской империи дела пошли плохо: положение новых хозяев византийской столицы было непрочным, постоянная оборона завоеванных земель — затратной. Реликвии стали распродавать.

Фото №4 - Увидеть Париж

Терновый венец — одна из немногих реликвий Сент-Шапель, уцелевших в годы Великой французской революции. А вот оправа времен Людовика IX не сохранилась. Футляр, в котором реликвия в наши дни лежит в соборе Парижской Богоматери, изготовлен в 1862 году

Молодой император латинян Балдуин II приехал к Людовику IX, которому приходился двоюродным дядей, просить о военной помощи. В ходе переговоров пришло известие из Константинополя: латинские бароны собираются продать венецианцам самую ценную реликвию города — терновый венец. Французский король, правитель богатый, немедленно убедил Балдуина уступить реликвию ему. Однако когда посланники Людовика прибыли в Константинополь, выяснилось, что отчаянно нуждавшиеся в деньгах бароны уже заложили венец купцам Светлейшей республики и назначенный срок уплаты долга вот-вот истечет. Начались переговоры. Люди французского короля обещали выкупить реликвию, венецианцы уступили, но с условием, что венец некоторое время пробудет в их городе. В море курсировали галеры греков, надеявшихся перехватить корабль с драгоценностью, однако он благополучно миновал все опасности и приплыл в Венецию. Туда же приехал эмиссар Людовика с деньгами в сопровождении посланцев Балдуина II — на случай, если венецианцы откажутся соблюсти договоренности. Жители республики нехотя, но все же расстались с сокровищем, не осмелившись вызвать гнев двух государей. Дальше святыню везли в основном по суше, и этот путь тоже был непрост. Целостность печатей на ларце с реликвией время от времени тщательно проверяли из опасения, что венец могут подменить. Наконец святыню торжественно внесли в главный город королевства, Париж.

Фото №5 - Увидеть Париж

Гвоздь, реликвия страстей Христовых, хранится в соборе Парижской Богоматери

Поскольку финансовые проблемы у новых хозяев Константинополя на этом не закончились, Людовик IX постепенно скупил и прочие реликвии — частицу Истинного креста; копье, которым был пронзен умирающий Иисус; губку, с которой его поили уксусом; детские пеленки Христа, фрагмент головы Иоанна Крестителя и многое другое.

СЕНТ-ШАПЕЛЬ: МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ РЕЛИКВАРИЙ

Первоначально реликвии разместили в небольшой часовне Святого Николая при королевском дворце на острове Сите. Вскоре Людовик распорядился воздвигнуть на ее месте роскошное хранилище для таких сокровищ. В рекордные для Средневековья сроки, всего за шесть лет, возвели шедевр пламенеющей готики — часовню Сент-Шапель. Высота двухэтажного здания, название которого переводится как «святая часовня», составила 42 метра. Чтобы его верхний ярус с огромными витражами казался ажурным и невесомым, потребовались неординарные инженерные решения. На нижнем этаже установили множество мощных столбов, в каменной кладке которых были скрыты кованые железные прутья — средневековое предвосхищение железобетона.

Фото №6 - Увидеть Париж

Сент-Шапель, где король хранил свою коллекцию реликвий, нередко называют драгоценной шкатулкой

Верхний этаж капеллы предназначался для короля и его семьи, и именно там установили большой ковчег из позолоченной бронзы, где разместили купленные реликвии. Людовик IX приказал заменить золотые и серебряные византийские сосуды новыми прозрачными оправами из горного хрусталя, и теперь, чтобы посмотреть на реликвию, не нужно было открывать шкатулку, в которой она лежала.

Только король и его близкие могли в любой момент пойти и помолиться перед святынями. Придворные имели доступ лишь на нижний этаж, а простые паломники надеялись разве что заглянуть внутрь здания: в большие праздники дверь часовни приоткрывалась. В Пасхальную неделю рядом с Сент-Шапель возводили деревянную платформу, с которой можно было увидеть ковчег через окно верхней капеллы. Несмотря на недоступность святынь, в Париж устремились толпы паломников, принеся процветание и самому городу, и землям, по которым путники проходили.

Фото №7 - Увидеть Париж

Королевская грамота об основании Сент-Шапель

Когда король собрал самые знаменитые христианские реликвии, Франция, по выражению медиевиста Жака Ле Гоффа, «стала новой Святой землей». Теперь никто не сомневался, какая страна в Европе главная. Они скрепили и само королевство. Людовик IX дарил сторонникам кусочки святынь и тем прочнее привязывал к себе верных людей. Две части одной реликвии словно создавали незримую нить, соединявшую их обладателей.

Наследники Людовика IX продолжали раздавать фрагменты святынь, посылая их в дар союзникам не только внутри страны, но и за границей. Так, шипы от тернового венца оказались в Норвегии и Праге, а кусочек Истинного креста был отправлен в дар великому магистру Тевтонского ордена. Король же после смерти был официально канонизирован — в 1297 году. Мощи Людовика Святого тоже частично раздарили, а череп без нижней челюсти оказался в Сент-Шапель — прямо посреди собранной покойным правителем коллекции реликвий. Филипп IV Красивый, внук святого короля, поместил череп в золотую оправу. В часовне также хранились рубашка Людовика и плеть, которой он бичевал себя во искупление грехов.

ПАЛОМНИКИ: ПЕРВЫЕ ТУРИСТЫ

На протяжении пятисот лет поток паломников не иссякал. Конечно, люди приходили в Париж не только ради реликвий. Здесь находился один из лучших университетов Европы, открывались возможности для устройства на военную службу, да и в злачных местах не было недостатка. Но поклонение реликвиям считалось отличным предлогом отправиться в Париж, даже если в их подлинности сомневались. Как писал Мигель Сервантес в одной из назидательных новелл, паломников часто подозревали, что ими движет не благочестие, а простое любопытство.

Фото №8 - Увидеть Париж

В наши дни верхний этаж Сент-Шапель могут посетить все желающие

В XVII веке у молодых английских вельмож появился обычай ездить за границу, чтобы завершить образование и приобрести опыт, недоступный на родине. Главной целью путешественников стали те же города, куда стремились католические паломники, прежде всего Рим и Париж. Называлось подобное путешествие тур (слово происходит от старофранцузского глагола со значением «вращаться», «обращаться», поскольку обычно объезжали несколько городов). А с 1772 года впервые было зафиксировано специальное название для тех, кто совершает тур, — «туристы». Вслед за английскими туристами в Париж потянулись и другие — немцы, американцы, русские…

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Популярные места Парижа

Фото №9 - Увидеть Париж
Популярные места Парижа: (1) Собор Парижской Богоматери, 13 600 000 туристов (2) Базилика Сакре-Кёр, 10 000 000 туристов (3) Лувр, 8 422 000 туристов (4) Эйфелева башня, 6 917 000 туристов (5) Музей Орсе, 3 439 832 туриста (6) Центр Помпиду, 3 060 000 туристов (7) Городок науки и индустрии, 2 013 046 туристов (8) Часовня Богоматери Чудесного Медальона, 2 000 000 туристов (9) Национальный музей естественной истории — Ботанический сад, 1 886 919 туристов (10) Триумфальная арка, 1 760 694 туриста ... (18) Сент-Шапель, 900 969 туристов

Условные обозначения

Париж в XIII веке - выделен цветом

Рейтинг самых посещаемых достопримечательностей (за год, по данным на 2015 год)

(1) Собор Парижской Богоматери, 13 600 000 туристов
(2) Базилика Сакре-Кёр, 10 000 000 туристов
(3) Лувр, 8 422 000 туристов
(4) Эйфелева башня, 6 917 000 туристов
(5) Музей Орсе, 3 439 832 туриста
(6) Центр Помпиду, 3 060 000 туристов
(7) Городок науки и индустрии, 2 013 046 туристов
(8) Часовня Богоматери Чудесного Медальона, 2 000 000 туристов
(9) Национальный музей естественной истории — Ботанический сад, 1 886 919 туристов
(10) Триумфальная арка, 1 760 694 туриста
...
(18) Сент-Шапель, 900 969 туристов

***

В 1814 году в Париже на одном из заседаний мирной конференции держав — победителей Наполеона обсуждался вопрос, что делать с произведениями искусства, которые были вывезены армией Бонапарта из покоренных стран и оказались в музеях столицы Франции. Император Александр I предложил там их и оставить: в Париже шедевры будут более доступны посетителям, чем где-либо еще, — ведь в этот город приезжают все. Его предложение было принято.

В наши дни в Париж по-прежнему приезжают все. Ежегодно его посещают 15 миллионов иностранных туристов. Это в семь раз больше числа постоянно проживающих там горожан.

Фото: HEMIS / LEGION-MEDIA, ALAMY (X2) / LEGION-MEDIA, AFP / EAST NEWS, ARCHIVES NATIONALES, © УЧАСТНИКИ OPENSTREETMAP, ALAMY (X2) / LEGION-MEDIA, AFP / EAST NEWS

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2017