Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

История повседневности: как жили парижане накануне эпидемии чумы «черная смерть»

Из всего средневекового тысячелетия (V–XV вв.) период XI–XIV вв. стал переходным: в это время начали проявляться многие черты современной Франции

29 июня 2022

Однако последствия страшной эпидемии чумы и Столетней войны привели к тому, что это счастливое время закончилось.

История повседневности: как жили парижане накануне эпидемии чумы «черная смерть»
Остатки стены Филиппа II Августа (1165 — 1223) — короля Франции c 1180 года, построенной вокруг Парижа перед тем, как он отправился в крестовый поход. Сегмент, изображенный на фото, находится на улице Жарден-Сен-Поль
Источник:
Adrian Scottow (CC BY-SA 2.0) / Wikimedia Commons

Жизнь в Париже

Уже в это время парижане постоянно спешат куда-то по своим делам, следуя ритму шумного города: они шагают по улицам и площадям мимо пестрых жилых кварталов и мостов через Сену, фонтанов и общественных бань, направляясь в церковь, продуктовую лавку или куда-то еще.

Здесь все общаются друг с другом, бурно обсуждают произошедшие события, распускают слухи и боятся Божьего гнева за свои проступки. Всеобщее оживление вызывает объявление о повышении цен или сообщение о выигранном сражении на другом конце королевства…

Некоторые сохранившиеся документы, такие как «Книга ремесел» (Livre des métiers) Этьена Буало, налоговый реестр 1297 г. и первая перепись населения 1328 г., дают представление о жизни парижан в XI–XIV вв.

Транспорт и дороги

Дорожное движение в столице уже создает серьезные трудности. Дело в том, что направление север-юг упирается в остров Сите, и двумя основными магистралями являются улица Сен-Дени на правом берегу Сены и улица Сен-Жак на левом, которые соединяются между собой переплетением извилистых переулков.

Запад и восток Парижа соединены столь же плохо. Кроме того, все эти в большинстве своем немощеные улицы покрыты зловонной грязью.

В «Хрониках Сен-Дени» (Chroniques de Saint-Denis) описан следующий эпизод:

«Как-то раз король [Филипп Август] в бодром расположении духа прогуливался по своему дворцу. Ему захотелось выглянуть в окно, чтобы подышать свежим воздухом. Как раз в этот момент проезжающая по улице повозка завернула за угол, подняв при этом огромную тучу грязи и нечистот, покрывавших дорогу, и это невыносимое зловоние достигло носа короля. Когда он почувствовал этот ужасный запах, его хорошее настроение мигом улетучилось, и он тут же закрыл окно».

Считается, что именно этот инцидент заставляет короля покрыть мостовыми главные улицы Парижа.

История повседневности: как жили парижане накануне эпидемии чумы «черная смерть»
Мосты Парижа (Vie de saint Denis, Paris, BnF, fr. 2092, f° 37v°; XIVe siècle)
Источник:
из книги Мари-Анн Поло де Болье «Средневековая Франция»

Кроме всего прочего, пока парижане располагают всего двумя мостами через Сену. Они сделаны из дерева (пока в 1499 г. их не заменяют каменными) и густо облеплены жилыми домами: например, на нынешнем мосту Нотр-Дам (который первоначально назывался Большим мостом) умещается 140 домов и 112 торговых лавок (и это не считая мельниц).

История повседневности: как жили парижане накануне эпидемии чумы «черная смерть»
Мосты Парижа (Vie de saint Denis, f° 1; XIVe siècle)
Источник:
из книги Мари-Анн Поло де Болье «Средневековая Франция»

Лодочники возят пассажиров от Лувра до Нельской башни на левом берегу Сены. Филипп Август приказывает вымостить пока только главные улицы, но и на них жители выливают помои прямо под окна своих домов, что создает жуткую антисанитарию. В 1260 г. в районе квартала Марe для слива сточных вод прорывают канализационные стоки, которые стекают в специальные резервуары и реку Бьевр, направление течения которой приходится изменить.

История повседневности: как жили парижане накануне эпидемии чумы «черная смерть»
Акведуки Парижа
Источник:
из книги Мари-Анн Поло де Болье «Средневековая Франция»

Вода

Кроме того, два акведука (Бельвиль и Ле Пре-Сен-Жерве) обеспечивают питьевой водой шесть фонтанов, построенных между 1182 и 1400 гг. (Мобуэ, Сен-Жюльен, Сен-Лё, Фонтан невинных, и наконец два питьевых источника в районах Сент-Авуа и Ле-Аль). Парижане также пьют воду из многочисленных частных колодцев.

Виселица и лепрозории

В городе имеются и менее приятные места: кладбище Невинных, которое Филипп Август приказывает обнести стеной, огромная виселица Монфокон и лепрозории, расположенных в предместьях столицы (один в Нёйи, а другой — в Вильнёв-Сен-Ладр).

Работа и зарплаты

Занятия какой-либо деятельностью в Париже четко регламентированы. Об этом отлично свидетельствует «Книга ремесел» (составлена в 1268 г.), в которой учтено более ста профессий.

В каждой мастерской мастер обучает группу учеников и подмастерьев, работающих в открытом помещении, которое видно с улицы, чтобы качество работы можно было легко оценить.

Представители той или иной профессии часто живут на одной улице или в одном квартале, как нам указывает налоговый реестр 1297 г.

История повседневности: как жили парижане накануне эпидемии чумы «черная смерть»
Источник:
из книги Мари-Анн Поло де Болье «Средневековая Франция»

Также в реестре перечисляются представители более скромных профессий, размер налога у которых составляет 5 су и меньше: два сапожника, два ученика ювелира, продавец сладостей, рыбак, портниха, гончар и мелкий торговец.

Церковные колокола отмечают начало и конец рабочего дня, который может варьироваться от девяти часов зимой до шестнадцати часов летом. Представители одной профессии объединяются в товарищества, чтобы чтить святого, покровительствующего их ремеслу (например, у ювелиров таковым является Святой Элигий), собирать средства на похороны своего собрата или отмечать свой ежегодный профессиональный праздник.

Магазины

В 1137 г. по указанию Людовика VII на месте рынка Шампо открывается большой рынок-склад Ле-Аль. Здесь продают зерно, соль, домашний скот, ткани из Фландрии и Нормандии, а также различные галантерейные товары (см. Глава IV, Реализуемые излишки).

История повседневности: как жили парижане накануне эпидемии чумы «черная смерть»
План парижского квартала Ле-Аль
Источник:
из книги Мари-Анн Поло де Болье «Средневековая Франция»

Торговля вином и предметами роскоши осуществляется на ярмарках Сен-Дени и Ленди на севере Парижа. Активно используются портовые гавани Сены, при этом самым важным становится порт Песчаного берега. По воде в столицу доставляют вино, соль, рыбу из Ла-Манша, дерево и камень.

Крики торговцев, зазывал и рабочих, разгружающих товары, громко раздаются на набережных, а затем продолжаются в окрестных трактирах и на постоялых дворах. Из-за такого бурного роста торговли, типичного для столицы могущественного королевства, площадь Парижа быстро переваливает за 250 гектаров — именно столько составляет пространство внутри крепостной стены, построенной Филиппом Августом в 1190–1210 гг.

Административное деление

Город растет во все стороны и разделяется отныне на три зоны: остров Сите становится духовным и административным центром; торговый квартал на правом берегу Сены, включающий портовые гавани и рынок Ле-Аль, обеспечивает экономическую деятельность столицы; наконец, университетский квартал на левом берегу объединяет многочисленные учебные заведения.

В переписи населения Парижа, проведенной в 1328 г., учтены 61 098 дворов, то есть примерно 200 000 жителей, что является достаточно серьезной цифрой для этого исторического периода. В столице уже имеется не менее 35 церковных приходов (поэтому Париж называют городом ста колоколен).

Город становится одним из крупнейших в Европе, являясь к тому же единственной европейской столицей, где находится университет с факультетом христианского богословия

Крики парижских торговцев

В XIII в. Гильом де ла Вильнёв так описал поведение уличных торговцев Парижа:

Я расскажу вам, как ведут себя те, кому нужно что-то продать. Они ходят по парижским улицам и целый день предлагают прохожим купить свой товар или воспользоваться какой-либо услугой.

Они начинают уже на рассвете: «Господа, приглашаем вас в парижские бани! Там тепло и приятно!»

Затем появляются торговцы рыбой, предлагающие купить кефаль, морского дракона и копченую сельдь. Потом приходят продавцы свежего мяса, гусей и голубей. Вслед за ними — торговцы медом и чесночным соусом. Затем вам предлагают отведать горохового супа и свежесваренной фасоли. После этого зазывают купить репчатый лук, кресс-салат, лук-порей и свежий салат-латук.

Один кричит: «Свежая и соленая треска!…» Другой: «Швейные иглы!…» Или: «Свежий хлеб!…» Или: «Сыр на любой вкус! Также имеется свежее сливочное масло!…» «Отборная крупа и мука!…» «Парное молоко!…» «Спелые персики! Груши! Яблоки всех сортов!…» «Веники и щетки!…» «Дрова! Две монеты за полено!…» «Ореховое масло, грецкие орехи, уксус!…» «Вишни! Овощи! Яйца! Зелень!…» «Горячие пирожки! Мармелад!…» «Свиное сало!…»

Внезапно всю эту суматоху прерывает королевский глашатай, зачитывающий новый указ короля Людовика IX. […] Затем появляется церковный звонарь — он бежит по улице с криком: «Помолитесь за упокой души новопреставленного!»

Отрывок из книги Мари-Анн Поло де Болье «Средневековая Франция. С XI века до Черной смерти (1348)». М.: Издательство АСТ, 2022.

История повседневности: как жили парижане накануне эпидемии чумы «черная смерть»

Читайте книгу целиком

Книга французского историка Мари-Анн Поло де Болье посвящена Франции эпохи классического Средневековья и охватывает период между 1000 годом и наступлением эпидемии чумы в 1348 году. В это время французское общество претерпевало коренные изменения, в результате чего сформировалась высокоразвитая цивилизация, в которой основы государственной и религиозной жизни, а также рыцарская идеология уходят корнями в далекое языческое прошлое.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения