Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично

В путешествиях мы открыты для новых впечатлений, и это, пожалуй, лучшее время для знакомства с произведениями искусства.

4 августа 2018

Рассказываем о 10 шедеврах, разбросанных по всему свету, которые обязательно нужно увидеть своими глазами.

Дэвид Хокни. «Гранд-каньон» (Национальная галерея, Канберра, Австралия)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Дэвид Хокни и его «Гранд-каньон»
Источник:

Times Newspapers Ltd / Legion-Media

Дэвид Хокни — один из самых влиятельных современных британских художников и признанный классик поп-арта. Многие его работы гигантских размеров составлены из нескольких холстов — их может быть от 6 до 60. По словам художника, он создает такие «сборные» работы, чтобы зритель мог «войти в пейзаж, ощутить себя внутри него». Работа 1988 года «Гранд-каньон» состоит из 60 холстов. Масштаб картины, ее пламенеющая палитра и четкие контуры обеспечивают тот самый эффект присутствия, к которому стремился художник.

Марк Шагал. Плафон Парижской национальной оперы (Париж, Франция)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Источник:

Wikimedia Commons

Наполеон III заказал постройку здания оперы в 1861 году, в рамках большой реконструкции города под руководством барона Османа. На исполнение заказа у архитектора Шарля Гарнье ушло 15 лет. Опера быстро стала важной точкой на городской карте. В 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро заказал 77-летнему Марку Шагалу роспись плафона здания. Работа, выполненная в парижской студии художника, заняла 8 месяцев и потребовала почти 200 килограмм краски.

Это одна из самых масштабных работ Шагала: площадь плафона — более 240 квадратных метров. Плафон был разделен художником на пять цветовых секторов: белый, синий, желтый, красный и зеленый. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюбленные, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер или балета, а также изображения парижских архитектурных достопримечательностей.

Густав Климт. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (Новая галерея, Нью-Йорк, США)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Источник:

Legion-Media

Эта картина, известная также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза», считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского югендстиля в целом. Это первый из двух написанных Климтом портретов Адели Блох-Бауэр, подруги и, возможно, возлюбленной Густава, дочери крупного австрийского банкира еврейского происхождения.

«Золотая Адель» получила широкую известность не только благодаря высокой художественной ценности, но и из-за непростой истории: она вместе с прочим имуществом Фердинанда Блох-Бауэра была экспроприирована нацистами, а в 1941 году ее выкупила одна австрийская галерея. В 1988-м, после принятия в Австрии закона о реституции предметов искусства, один из журналистов изучил музейные архивы и связался с наследниками семьи Блох-Бауэр. После длительного судебного процесса эта и несколько других картин Климта были переданы Марии Альтман, наследнице семьи, живущей в Лос-Анджелесе (США). В 2006 году Рональд Лаудер, сын предпринимательницы Эсте Лаудер, приобрел картину за 135 миллионов долларов. С тех пор «Золотая Адель» обрела дом в основанной Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке. В 2015 году вышел фильм режиссера Саймона Кертиса «Женщина в золоте», рассказывающий историю картины.

Амедео Модильяни. «Сидящая обнаженная» (галерея Курто, Лондон, Великобритания)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Источник:

Wikimedia Commons

Одна из жемчужин коллекции лондонской галереи Курто, «Сидящая обнаженная» (1916) — яркий пример узнаваемого стиля Модильяни: удлиненная фигура, элегантные линии, эстетика, вдохновленная скульптурами Африки и Океании. Эта картина положила начало серии «Обнаженных», относящейся к уже зрелому периоду творчества художника. В противовес ранним обнаженным фигуры позднего периода более свободны и сексуальны. Хотя лицо женщины стилизовано, исследователи склонны видеть в нем портретные черты Беатрис Гастингс, английской поэтессы и журналистки, которая была музой художника в период с 1914 по 1916 год.

Фрида Кало. «Две Фриды» (Музей современного искусства, Мехико, Мексика)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Источник:

NOTIMEX / Newscom / Legion-Media

Отношения Фриды Кало с ее мужем, художником Диего Риверой, всегда были сложными. Их развод в 1939 году побудил Фриду написать одну из самых ее сильных работ — «Две Фриды». Символика картины понятна без пояснений: две женщины теснятся в одном теле, в чем-то дополняя, а чем-то мешая друг другу.

Кало как всегда изобразила события внутренней жизни, а ведь с 1939 года она словно раздвоилась: одна Фрида согласилась на развод с Риверой, а вторая мучительно продолжала любить мужа. Также картина отражает смешанное происхождение художницы: ее мать была мексиканкой, а отец — немцем, эмигрировавшим в Мексику. Ривера всегда обожал мексиканскую идентичность Фриды, поэтому на картине сердце «европейской» Фриды кровоточит от обиды. Художница тяжело переживала разрыв с мужем, однако уже в 1941 году они снова поженились.

(Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия)

Анри Матисс. «Красная комната: гармония в красном»

Эту работу Матисс написал по заказу Сергея Щукина — она была задумана как «декоративное панно» для столовой коллекционера, но в итоге стала одной из самых узнаваемых картин художника. Интересно, что изначально Матисс задумывал ее совсем в другом цвете — в голубом; за образец была взята декоративная ткань с голубыми узорами. Однако накануне осеннего Парижского салона 1908 года художник неожиданно кардинально переписал работу: «Гармония в голубом» показалась ему недостаточно декоративной.

С переменой цвета фокус удался: чистый красный поглощает пространство комнаты и женскую фигуру, плоскость холста превращается в декоративную поверхность. Художник также добавил перспективу, введя мотив окна, в котором виднеются яркие зеленые деревья.

Иероним Босх. «Сад земных наслаждений» (Музей Прадо, Мадрид, Испания)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Источник:

Викисклад

Триптих Босха — одно из самых эксцентричных произведений искусства в истории. Оригинальное название работы неизвестно — «Садом земных наслаждений» ее назвали исследователи. С тех пор как Босх в 1515 году представил работу публике, она вот уже 500 лет продолжает удивлять и завораживать зрителей.

В XX веке возникло множество теорий и вариантов толкования картины, но к единому мнению исследователи так и не пришли. Одни видят в картине детство человечества, другие — торжество сладострастия, третьи — вольное осмысление библейских сюжетов. Существует даже версия, что Босх принадлежал к секте еретиков и зашифровал в картине тайные послания. Интерпретации бесконечны, и именно невозможность понять «Сад земных наслаждений» до конца больше всего манит зрителей.

Эдвард Мунк. «Танец жизни» (Национальный музей искусства, Осло, Норвегия)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Источник:

Wikimedia Commons

Норвежский художник Эдвард Мунк на протяжении почти всей жизни боролся с депрессией и тревогой. Эти чувства нашли отражение во многих его работах и достигли апогея в знаменитом «Крике». Однако «Танец жизни» (1899–1900) по настроению отличается от большинства картин художника, в ней нет напряжения и тревоги.

Исследователи творчества Мунка предполагают, что сюжет картины был подсказан Мунку пьесой датского символиста Хельге Роде «В вихре вальса». Сам же художник утверждал, что в основу «Танца жизни» легли воспоминания о его первой любви, Милли Таулов.

Рене Магритт. «Замок в Пиренеях» (Израильский музей, Иерусалим, Израиль)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Источник:

Courtesy of www.ReneMagritte.org

Одна из самых узнаваемых работ сюрреалиста Рене Магритта, «Замок в Пиренеях» был написан в 1959 году по заказу его друга, юриста и писателя Гарри Торчинера. Сказочный замок возвышается наверху гигантского валуна и словно парит в облаках, а внизу набегают на берег морские волны. Это одна из самых загадочных работ художника, и она послужила источником вдохновения для норвежского писателя Юстейна Гордера, который построил сюжет одноименного романа вокруг образа, созданного Магриттом.

Вермеер. «Девушка с жемчужной сережкой» (Маурицхейс, Гаага, Нидерланды)

Лучше один раз увидеть: 10 произведений искусства, с которыми нужно познакомиться лично
Источник:

DEA / L. ROMANO / Contributor / Getty Images

Портрет молодой девушки с жемчужной сережкой — бесспорный шедевр Вермеера и икона золотого века голландской живописи. Картина не датирована, но, согласно данным экспертов Маурицхейс, она написана около 1665 года. Про нее вообще известно очень мало — доподлинно неизвестно даже, что за девушка изображена на картине.

Тайны, окружающие портрет, а также загадочный взгляд девушки вызывают ассоциации с Джокондой — поэтому картину часто называют северной или голландской Моной Лизой. Еще один довод в пользу такого сравнения — огромная популярность обеих работ: как и «Мона Лиза», «Девушка с жемчужной сережкой» стала неотъемлемой частью массовой культуры, ее образ часто мелькает в фильмах и сериалах.

***

Фото: Times Newspapers Ltd / Legion-Media, Lebedev Nikolay / Legion-Media, Wikimedia Commons (x3), NOTIMEX / Newscom / Legion-Media, Gandalf’s Art Gallery / Flickr, Fine Art / Contributor / Getty Images, Courtesy of www.ReneMagritte.org, DEA / L. ROMANO / Contributor / Getty Images

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения