К нам не подходи: 5 самых вредных вулканов в человеческой истории

Опасность, которую они представляют, не мешает людям селиться в непосредственной близости от огненных гор

Наибольшую и постоянную угрозу вулканы представляют в непосредственной близости. Но это не останавливает людей от освоения все новых и новых опасных участков.

Этна

Остров Сицилия, Италия

На вулкане Этна на Сицилии в среднем каждые три месяца из какого-либо из боковых кратеров (а их у него более 400) происходят извержения разной силы. Примерно раз в 150 лет извержение разрушает какой-нибудь поселок.

К нам не подходи: 5 самых вредных вулканов в человеческой истории

Тем не менее сицилийцы густо населяют склоны Этны, так как благодаря обилию минералов и микроэлементов, содержащихся в остывшей лаве и вулканическом пепле, почва здесь очень плодородна, фруктовые сады и виноградники покрывают почти весь вулкан. А ведь одновременное сильное извержение из нескольких кратеров не оставит им ни одного шанса.

Пинатубо

Филиппины

Dave Harlow, USGS, Public domain, via Wikimedia Commons

Аэрозоль сернистого и других газов распространился по всей атмосфере Земли в результате извержения вулкана Пинатубо 600 с лишним лет назад. Капли серной кислоты, образовавшиеся при соединении с водой, создали в стратосфере экран для солнечного света, в результате в некоторых регионах похолодало.

Помимо похолодания, подобные извержения могут стать причиной кислотных дождей, выпадающих по мере опускания газов и частиц в тропосферу.

Тамбора

Индонезия

К нам не подходи: 5 самых вредных вулканов в человеческой истории

Извержение вулкана Тамбора в апреле 1815 года считается самым мощным за время существования человеческой цивилизации. После этого извержения температура Земли понизилась на 0,4–0,7 °C. Похолодание было долговременным, в некоторых частях Европы и в Северной Америке 1816 год был известен как «год без лета», вызвавший короткий, но сильный голод.

Тобо

Суматра

В доисторический период на человечество оказало огромное влияние извержение вулкана на Суматре около 70 000 лет назад. Оно было на порядок мощнее извержения Тамборы. Тобо изверг из себя более 2800 км3 магмы, суммарные отложения вулканического пепла составили почти 1000 км3. Пепел был обнаружен учеными в 7000 км от Суматры.

Dreamstime via Legion Media

По одной из теорий, извержение Тобо спровоцировало наступление вулканической зимы, продолжавшейся несколько лет. Это привело к существенному уменьшению популяции животных и людей в Евразии. Многочисленные генетические данные для ряда современных видов животных, включая людей, указывают, что они претерпели резкое падение генетического разнообразия из-за катастрофического сокращения численности в период 70 000–55 000 лет назад.

Эйяфьядлайёкюдль

Исландия

robertharding via Legion Media

Кроме возможного влияния на климат, облака вулканического пепла от взрывных извержений препятствуют авиаперелетам. Извержение 14 апреля 2010 года привело к масштабному нарушению движения коммерческих авиарейсов по всей территории Северной Европы.

Петр Шебалин, главный научный сотрудник Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАМТ, доктор физико-математических наук