Как только мир узнал о теории относительности, Альберт Эйнштейн стал знаменитостью. Из его славы теперь можно было извлекать прибыль.

Фото №1 - Вождь Относительность
Альберт Эйнштейн с женой Эльзой и несколькими индейцами хопи. Аризона, 1931 год. Фото: AP / East News

«Слава тоже требует жертв, и если можно говорить о погоне за славой, то в этой погоне Эйнштейн, во всяком случае, играл роль дичи, а не охотника» , — писал один из биографов ученого Александр Мошковский. Физик действительно не стремился извлечь выгоду из своего положения, и даже когда продавал после лекций автографы по доллару за штуку, деньги неизменно отдавал на благотворительность.

Но иногда славу великого ученого использовали другие, чтобы привлечь внимание к себе. В феврале 1931 года Эйнштейн посетил Большой Каньон в Аризоне. Вскоре местные газеты сообщили, что индейцы племени хопи назвали ученого Великой Относительностью. Опубликовали и фото, на нем Эйнштейн вместе с женой Эльзой позирует в компании нескольких хопи. Фотография, с одной стороны, забавная, а с другой — грустно-комичная. Индейцы печально отбывают номер — они про Эйнштейна вряд ли что-то слышали, это просто еще один белый и его скво. Физик играет роль несведущего туриста, а головной убор, в котором позирует ученый, и трубка у него в руках вообще принадлежат не хопи, а индейцам Великих Равнин. Скорее всего, придумать для Эйнштейна броское прозвище хопи надоумили владельцы отеля «Эль-Товар». Рядом с ним находился «хопи-хаус» — что-то вроде выставочного центра, где индейцы продавали свои изделия и играли роль живых экспонатов. С помощью знаменитого ученого предприниматели пытались заинтересовать туристов.

У этой истории есть любопытный финал: когда Эйнштейн покидал Америку, он отказался от скрипки Гварнери, но взял с собой сувениры индейского племени. Объективная стоимость вещей ученого не интересовала, в отличие от относительной их ценности для воспоминаний.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2015