Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Опыт: отрада пропагандиста

Миллиард китайцев не может ошибаться. Партия сказала «надо». Ты что, от коллектива отрываешься? Между этими фразами на самом деле нет большой разницы: каждый из нас вспомнит, что хотя бы раз поддавался общему мнению и делал выбор, о котором потом жалел

Обсудить
Опыт: отрада пропагандиста

Представьте: вы заходите в комнату и видите стол, на нем стоит белая пирамидка. Вокруг стола сидят люди, которых спрашивают, какого цвета фигурка. Люди один за другим говорят, что пирамида черная. Вы смущены, но вот очередь доходит до вас… Что вы ответите? Не торопитесь, ведь вы участвуете в эксперименте, повторяющем знаменитые опыты Аша, которые показали, что люди очень легко предают свои ощущения, когда общество требует от них этого.

Классика психологии

Соломон Аш родился в 1907 году в Варшаве. В 13 лет он уехал в Америку и поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке. Во время Второй мировой войны Аш заинтересовался тем, насколько сильно пропаганда и внушение искажают наше восприятие действительности. И провел серию экспериментов, которые впоследствии стали классикой психологии. Результаты первого и самого известного опыта с тремя линиями были опубликованы в американском сборнике «Группы, лидерство и люди» в 1951 году.

Проверка зрения

Аш набирал студентов для участия в «испытаниях по проверке зрения в группе», в ходе которых нужно было оценить размер нарисованных на карточках отрезков. Группа состояла из восьми человек, но все, кроме испытуемого, были подсадными утками. Участникам давали «случайные» номера, согласно которым они отвечали на вопросы. На самом же деле единственному настоящему испытуемому всегда выпадал последний, восьмой номер.

Опыт: отрада пропагандиста

В каждом раунде опыта присутствующим показывали пару карточек. На одной были нарисованы три отрезка разной длины, а на другой — отрезок, равный по длине одному из отрезков на первой карточке. Участников спрашивали, какой из трех отрезков совпадает по длине с отрезком на другой карточке?

В первых двух раундах подсадные утки отвечали правильно, но в третьем давали один и тот же неправильный ответ, который слышал сбитый с толку студент. Глаза говорили ему одно, но раз за разом окружающие это опровергали. Аш проводил и контрольные эксперименты — испытуемого «прогоняли» по карточкам в одиночку и в группе случайных участников. Без давления группы количество ошибок не превышало 1%. Но в присутствии подсадных уток 75% участников хотя бы раз отвечали неправильно!

Критическая масса

В более сложных экспериментах к подсадным уткам добавляли одного «честного» человека, который третьим или четвертым давал правильные ответы. В этом случае восьмой участник реже отвечал неправильно.

Аш установил «критическую массу» людей, под давлением которой человек прогибается под чужое мнение. Максимальное число неправильных ответов студенты давали, когда их запутывали от трех до семи актеров. В группах большего размера участники чаще выступали против мнения окружающих.

После завершения опытов Аш спрашивал участников, почему они отвечали неправильно. Большинство признавались, что не верили в то, что говорят, но не хотели быть осмеянными или показаться выскочками.

Как показывает накопленная в опытах Аша статистика, давлению группы никогда не поддаются только 25% людей. Вы до сих пор считаете, что имеете собственное мнение? Тогда завтра, когда соберетесь поучаствовать в очередном споре в «Фейсбуке» (запрещенная в России экстремистская организация) или в десятый раз за день нажать кнопку «репост», задумайтесь, чего больше в вашем решении — результатов независимого анализа или стремления следовать курсу большинства?

Экспериментальное убийство

Работы Аша радикально изменили представления специалистов об устойчивости людских убеждений и отчасти прояснили феномен распространения фашизма. Неудивительно, что именно ученик Аша Стэнли Милгрэм в 1963 году выяснил: простые американские студенты могут насмерть забить невинного человека током, подчиняясь приказу свыше. В ходе опытов испытуемые играли роль «учителей» и должны были наказывать «ученика» электрическими разрядами, если тот неправильно запоминал пары слов. Постепенно сила тока росла, «ученик» начинал кричать и умолял прекратить опыт, но психолог настаивал, чтобы «учитель» продолжал. При максимальной силе ударов «ученик» замолкал и не подавал признаков жизни, но и тогда 65% «учителей» продолжали бить его током. «Ученик», конечно, был актером, но испытуемые об этом не знали.

Фото: ELI KLEIN/BARCROFT MEDIA/ALL OVER PRESS, иллюстрация: Евгений Тонконогий

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2014

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения