Сюжет о священном Граале и его поисках уже 800 лет тревожит романтиков и мистиков. По древним преданиям даже дорога к реликвии — великая тайна. Однако кто ищет, тот всегда найдет, и чудесный сосуд периодически обнаруживается в разных местах .

Фото №1 - 7 лучших мест для хранения священного Грааля

Грааль — самая большая тайна средневековых рыцарских романов. С XII века появляются эти, в основном стихотворные, повести о приключениях легендарного британского короля Артура и его рыцарей.

Первый из дошедших до нас романов — «Персеваль, или Роман о Граале» Кретьена де Труа , написанный в конце XII века . По сюжету юный рыцарь Персеваль , странствуя, попадает в замок, где видит таинственную сцену : тяжелобольному хозяину цитадели подают на драгоценном блюде хлеб для причастия, который только и поддерживает его силы. При этом в залу вносят и загадочное копье , с которого сочится кровь . Наутро замок оказывается совершенно пуст. Персеваль посвящает дальнейшие скитания разгадке тайны странного места и выясняет, что чудесные предметы — это Грааль , блюдо, с которого Христос ел на Тайной вечере — ужине в кругу учеников за три дня до казни, и копье , которым римский солдат пронзил Иисуса на Голгофе . Книгу Кретьен де Труа не закончил, но в последующие три века появилось множество продолжений и вариаций сюжета о поисках Грааля.

Современник Кретьена де Труа поэт Робер де Борон написал «Роман о Граале» , где рассказал предысторию появления священного артефакта в Европе. По де Борону, сподвижник Христа Иосиф Аримафейский собрал в чашу Тайной вечери кровь Иисуса, а позже передал ее зятю, который отплыл с ней к далеким берегам. К сожалению, остальные части романа о попытках рыцарей короля Артура найти реликвию до наших дней не сохранились.

В произведении немецкого поэта XIII века Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль» Грааль — это не чаша, а волшебный камень , принесенный ангелами с небес. По мнению культуролога Сергея Аверинцева , «некоторая неясность, что же такое Грааль, — конструктивно необходимая черта этого образа: Грааль — это табуированная тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся то так, то иначе, с той или иной мерой «прикровенности».

Вот семь точек на карте реального мира , претендующих на то, чтобы считаться хранилищами Грааля и в наши дни .

1. Гластонбери, Англия

Фото №2 - 7 лучших мест для хранения священного Грааля

Гластонбери — древнее аббатство в графстве Сомерсетшир на юго-западе Англии, основанное в VIII веке. В 1191 году на его землях монахи нашли захоронение, которое провозгласили могилой короля Артура и его жены Гиневры , но это не единственное, что связывало Гластонбери с культовыми сюжетами рыцарских романов. В Средние века в аббатстве сложилась легенда о том, что его первым епископом был Иосиф Аримафейский, прибывший туда из Палестины. Он привез священный сосуд с кровью Спасителя, и в месте, куда он его спрятал, забил источник. И сегодня туристам показывают колодец Чаши.

2. Монсегюр, Франция

Фото №3 - 7 лучших мест для хранения священного Грааля

Монсегюр, развалины крепости во французских Пиренеях. В XIII веке в войне северофранцузских католиков с вероотступниками юга эта горная цитадель еретиков-катаров пала последней. В XX веке крепостью и катарами заинтересовались немецкие нацисты . «Монсегюр», как и название замка, где хранится Грааль, из романа Вольфрама фон Эшенбаха — «Мунсальвеш», переводится как спасительная или неприступная гора. Отождествляя их, нацистский мистик Отто Ран выдвинул теорию о том, что Граалем могли владеть катары, а проиграв войну, спрятали его от врагов. Он написал об этом две книги и сам ездил в Монсегюр искать священный предмет. Покровителем Отто Рана был сам глава СС Генрих Гиммлер , его, как и Гитлера, весьма интересовал Грааль как мистический ключ к мировому господству. Судя по тому, что с мировым господством у нацистов не сложилось, Грааль они, видимо, не нашли.

3. Фекан, Франция

Фото №4 - 7 лучших мест для хранения священного Грааля

Фекан в Нормандии — бенедиктинское аббатство, в котором с XII века рассказывали собственную красивую легенду о священном сосуде. Согласно ей, праведник Никодим собрал при снятии с креста кровь Спасителя , а после ему было видение о том, как поступить с ней дальше. Повинуясь голосу с неба, он запечатал сосуд с кровью свинцом и спрятал его внутри ствола смоковницы, который бросил в море. Дерево прибило к берегам Нормандии — отсюда, как говорят, и название Fécamp , якобы происходящее от латинских слов ficus — «смоковница» — и campus — «поле». На рубеже X и XI веков Ричард I, герцог Нормандский, перестроил монастырский храм Святой Троицы и поместил реликвию у алтаря.

4. Валенсия, Испания

Фото №5 - 7 лучших мест для хранения священного Грааля

В Валенсии находится самый убедительный «претендент» на статус Грааля. Резная агатовая чаша, которая хранится в кафедральном соборе Успения Богородицы, — подлинный греко-римский артефакт I века, происходящий откуда-то с Ближнего Востока . Ее оправа была сработана позже: стиль отделки характерен для испанского ювелирного искусства XIV века. Основание — перевернутая халцедоновая чаша IX–X веков с арабскими надписями. Самое раннее упоминание об этой реликвии относится к 1399 году, когда монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья передал ее королю Арагона. Тогда же сложилась легенда о том, что ее привез в Рим апостол Петр, а потом папа римский Сикст II вручил чашу святому Лаврентию, который забрал ее в родную Испанию. Король Альфонсо V Арагонский в 1437 году отдал священный предмет в кафедральный собор Валенсии в уплату части своих военных расходов.

5. Генуя, Италия

Фото №6 - 7 лучших мест для хранения священного Грааля

Генуя, кафедральный собор Сан-Лоренцо. Там в Музее сокровищ хранится чаша из зеленого египетского стекла. По свидетельству Гийома Тирского, это трофей крестоносцев, найденный в одной мечети в древнем палестинском городе Кесарее в 1101 г. Отождествление с Граалем основано на «Золотой легенде» Якопо Ворагинского — собрании христианских преданий XIII века, где сказано, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон захватил Геную , он перевез святыню в Париж . Затем чашу вернули обратно, однако в пути она треснула .

6. Нью-Йорк, США

Фото №7 - 7 лучших мест для хранения священного Грааля

В Нью-Йоркском Метрополитен-музее находится чаша из антиохийского клада. Она была обнаружена в числе предметов для богослужения, которые в 1910 году нашли рабочие в развалинах древнего храма в окрестностях турецкого города Антакьи (старое греческое название — Антиохия). Это стеклянный сосуд, вставленный в серебряную позолоченную оправу. Находка выставлялась на Всемирной ярмарке в Чикаго в 1933 году, и тогдашние владельцы объявили ее святым Граалем. Метрополитен-музей приобрел эту чашу в 1950 году. Согласно последней датировке, ее изготовили в первой половине VI века.

7. Леон, Испания

Фото №8 - 7 лучших мест для хранения священного Грааля

Так называемый потир доньи Урраки, ониксовая чаша для богослужений в золотой оправе, украшенной драгоценными камнями, — гордость базилики Сан-Исидоро. Жившая в XI веке донья Уррака, старшая дочь Фердинанда I, короля Кастилии и Леона, была благочестивой особой и щедро одаривала церкви. Этот сосуд она преподнесла базилике Сан-Исидоро, в которой впоследствии принцессу и похоронили. В 2014 году вышла книга Маргариты Торрес и Хосе Ортеги-дель-Рио «Короли Грааля» , где авторы прослеживают историю потира доньи Урраки до древнего Иерусалима и доказывают, что он вполне может быть чашей Тайной вечери . Исследование стало очередной сенсацией, и в храмовый музей потянулись толпы любопытствующих.

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com, T photography / Shutterstock.com, Shutterstock (х6)

Легенда о Граале появилась в романах о короле Артуре и его рыцарях в конце XII века и с тех пор не дает покоя мистикам. В самой сути Грааля есть неопределенность: то ли это чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, то ли блюдо Тайной вечери, с которого хранитель святыни вкушет гостию, то ли, по Вольфраму фон Эшенбаху, чудесный камень, принесенный ангелами с небес. По мнению культуролога Сергея Аверинцева, «некоторая неясность, что же такое Грааль, — конструктивно необходимая черта этого образа: Грааль — это табуированна тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся то так, то иначе, с той или иной мерой «прикровенности». Все подступы к чудесному артефакту окутаны тайной: он видим лишь праведникам, хранится в волшебном замке, куда могут попасть лишь избранные, и ни один итинерарий не укажет досужему путнику дорогу туда. Мунсальвеш-Монсальват, Корбеник, Саррас и т. д. — этих названий нет и не было ни на одной карте. Однако кто ищет, тот всегда найдет, и подходящий под описание чудесный сосуд периодически обнаруживали в разных местах. Вот основные пункты на карте реального мира, где был или мог бы быть обретен Грааль или где он, как утверждается, хранится и в наши дни.

1. Иерусалим — именно там, в часовне «между Голгофской базиликой и Мартириумом», паломник епископ Аркульф в VII веке узрел чашу, из которой пил Иисус на Тайной вечере и которую благословил своей рукой. «Чаша та серебряная, мерой в галльскую пинту, и имеет две ручки по сторонам», — свидетельствовал благочестивый странник и добавлял: «К этой чаше все городское население приходит с великим уважением». Дальнейшая судьба реликвии неизвестна.

2. Гластонбери — древнее аббатство в графстве Сомерсетшир на юго-западе Англии с конца XII века претендовало на то, чтобы считаться Аваллоном — легендарным местом упокоения короля Артура. В 1191 году на территории аббатства монахи нашли захоронение, которое провозгласили могилой Артура и его жены Гиневры. Историю монастыря писал в XIV веке Иоанн Гластонберийский, вдохновлявшийся романами об Артуре и Граале. В аббатстве сложилась легенда о том, что его первым епископом был Иосиф Аримафейский, прибывший туда из Палестины. Он привез священный сосуд с кровью Спасителя, и в месте, куда он ее спрятал, забил источник. И сегодня туристам показывают колодец Чаши.

3. Монсегюр — версия о том, что тайной Грааля владели катары и спрятали магический артефакт в своем последнем оплоте — крепости Монсегюр на юге Франции — появилась в XIX веке из-за сходства топонимов: название замка Мунсальвеш из романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» переводится как «спасительная» или «неприступная гора», что совпадает со значением слова «Монсегюр». Эту теорию развивал нацистский мистик Отто Ран, одержимый мечтой о Граале, ею интересовался рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер.

4. Фекан в Нормандии — бенедиктинское аббатство, один из средневековых центров культа крови Христовой, уже к началу XII века обзавелось красивой легендой. Согласно ей, праведник Никодим собрал при снятии с креста кровь Спасителя, а после имел видение о том, как поступить с ней дальше. Повинуясь голосу с неба, он запечатал сосуд с кровью свинцом и спрятал его внутри ствола фигового дерева, который бросил в море. Дерево прибило к берегам Нормандии — отсюда, как говорят, и название Fécamp, якобы происходящее от латинских слов ficus — «финик» и campus — «поле». На рубеже X и XI веков Ричард I, герцог Нормандский, перестроил монастырский храм Святой Троицы и поместил реликвию у алтаря. Она хранится в этой церкви и по сей день.

5. Лес Пэмпон в Бретани, он же Броселианд — легендарная чаща, где странствовали герои артурианы, в том числе и в поисках замка Грааля. Неподалеку от Долины Без Возврата, где, по преданию, зачаровывала путников фея Моргана, в деревушке Треорентек находится единственная в мире церковь, посвященная поискам святого Грааля. В 1942–1954 годах любитель рыцарских романов аббат Анри Жиллар переоборудовал старинное сооружение в часовню Святого Грааля, украсил здание витражами и картинами на сюжеты артурианского цикла. В этом месте чудесный артефакт замечен не был, но надпись «Дверь — внутри», возможно, указывает направление поисков в иной плоскости бытия.

6. Валенсия, Испания. Здесь находится самый убедительный «претендент» на статус Грааля. Резная агатовая чаша, которая хранится в каферальном соборе Успения Богородицы, — подлинный греко-римский артефакт I века, происходящий откуда-то с Ближнего Востока. Ее оправа была сработана позже: стиль отделки характерен для испанского ювелирного искусства XIV века. Основание — перевернутая халцедоновая чаша IX–X века с арабскими надписями. Самое раннее упоминание об этой реликвии относится к 1399 году, когда монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья передал ее королю Мартину I Арагонскому. Тогда же сложилась легенда о том, что ее привез в Рим апостол Петр, а потом папа римский Сикст II вручил чашу святому Лаврентию, который увез ее в родную Испанию. Когда король Альфонсо V Арагонский в 1437 году решил отдать священный предмет в кафедральный собор Валенсии в уплату части своих военных расходов, он именовал его «потир, в котором господь Иисус освятил вино и кровь на Вечере в [Великий] четверг».

7. Генуя, Италия, кафедральный собор Сан-Лоренцо. Там в Музее сокровищ хранится чаша из зеленого египетского стекла. По свидетельству Гийома Тирского, это трофей Первого крестового похода, найденный в одной мечети в Кесарее в 1101 г. Отождествление с Граалем основано на «Золотой легенде» Якопо Ворагинского, XIII век, где сказано, что Иисус с учениками на Тайной вечере пили из изумрудной чаши. Когда Наполеон захватил Геную, он перевез святыню в Париж. Затем чашу вернули обратно, однако в пути она треснула.

8. Нью-Йорк, США. В музее Метрополитен находится чаша из антиохийского клада — собрания литургических предметов, найденного в 1910 году в окрестностях турецкого города Антакьи (старое греческое название — Антиохия). Это стеклянный сосуд, вставленный в серебряную позолоченную оправу. Находка выставлялась на Всемирной ярмарке в Чикаго в 1933 году, и тогдашние владельцы объявили ее святым Граалем. Музей Метрополитен приобрел эту чашу в 1950 году. Согласно последней датировке, она изготовлена в первой половине VI века.

9. Леон, Испания. Так называемый потир доньи Урраки, ониксовая чаша в золотой оправе, украшенной драгоценными камнями, — гордость базилики Сан-Исидоро. Жившая в XI веке донья Уррака, старшая дочь Фердинанда I, короля Кастилии и Леона, одна из героинь эпической «Песни о моем Сиде», была благочестивой особой и щедро одаривала церкви. Эту чашу она преподнесла базилике Сан-Исидоро, в которой впоследствии и была похоронена. В 2014 году вышла книга Маргариты Торрес и Хосе Ортеги-дель-Рио «Короли Грааля», где авторы прослеживают историю «потира доньи Урраки» до древнего Иерусалима и доказывают, что он вполне может быть чашей Тайной вечери. Исследование стало очередной сенсацией, и в храмовый музей потянулись толпы любопытствующих.

Некоторые «Граали», в известной мере претендующие на подлинность, в наше время могут лицезреть все желающие. Однако это противоречит сути Грааля средневековой литературы, ведь, согласно рыцарским романам Кретьена де Труа, Робера де Борона и других поэтов, этот таинственный предмет способны видеть лишь избранные.

Kiev.Victor / Shutterstock.com, T photography / Shutterstock.com, Shutterstock (х8)