Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Праздник изобилия: детали картины «Лавка фруктов»

В конце эпохи возрождения в северной Европе натюрморт из декоративного жанра превратился в философское высказывание в красках

XVI–XVIII века — золотое время в истории европейского натюрморта. В те годы существовали две основные художественные школы, специализировавшиеся на изображении цветов, фруктов и предметов, — фламандская и голландская, — на которые ориентировались мастера из остальных стран. Несмотря на то, что Фландрия (Бельгия) и Голландия были соседними государствами, их живописцы вкладывали разный смысл в отображение «мертвой природы» (так называли натюрморт во Фландрии), или «тихой жизни» (так именовали его в Нидерландах).

Праздник изобилия: детали картины «Лавка фруктов»
Франс Снейдерс. Лавка фруктов. Около 1621 года
Источник:
Artefact / Alamy via Legion Media

Главная цель голландских мастеров — выразить идею «суеты сует», бренности всего сущего, близости смерти. Эти темы наиболее волновали протестантских богословов. Поэтому на натюрмортах голландских художников мы часто встречаем череп, погасшую свечу, остановившиеся часы. Все это обрамляется маками — символами вечного сна, нарциссами — символами быстротечности жизни, фиалками — символами недолговечности красоты, и т. п.

Во Фландрии все было наоборот. В отличие от протестантских Нидерландов Бельгия переживала католическое возрождение, и задачей, достойной художника, представлялось не отрицание, а утверждение, прославление Божественного творения. Как сказал немецкий мистик Парацельс: «В словах, растениях и камнях — везде Бог». Поэтому фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество совершенной природы. Виртуозом этого жанра считается Франс Снейдерс, коллега и товарищ Рубенса. В 1618–1621 годах он написал четыре полотна под общим названием «Лавки»: «Лавка рыбы», «Лавка дичи» (битой птицы), «Лавка овощей» и «Лавка фруктов», которые сейчас хранятся в Эрмитаже. По словам сотрудницы музея кандидата искусствоведения Ольги Прохоровой, это энциклопедия фламандского натюрморта с его основными аллегорическими темами — «Времена года», «Пять чувств» (вкус, слух, обоняние, осязание, зрение) и «Четыре стихии» (воздух, вода, огонь, земля). Наиболее богата символами «Лавка фруктов». «Вокруг света» расшифровывает их.

Праздник изобилия: детали картины «Лавка фруктов»

Лавочница и дама. По словам Ольги Прохоровой, их фигуры олицетворяют собой мирную жизнь (на других картинах цикла эту роль выполняют пашущий крестьянин и пристань).


(1) Рука с абрикосом. Символизирует осязание. Абрикос Символ самодостаточности (это самоопыляющееся дерево).

(2) Весы. «Как любой выкованный предмет, — говорит Ольга Прохорова, — они символизируют огонь (в то время как рыба символизирует воду, битая птица — воздух и корнеплоды — землю)».

(3) Смоква. Символ щедрости (она дает очень обильные плоды).

(4) Лающая собака. «Символ слуха (ухо воспринимает лай), — говорит Ольга Прохорова. — На других картинах Снейдерса мы встречаем еще символы вкуса (мясо, рыба) и обоняния (собака, нюхающая дичь)».

(5) Обезьяна. Символизирует вкус.

(6) Шишки пинии (итальянской сосны). Символ надежды на счастье в вечности (пиния — вечнозеленое дерево).

(7) Спаржа. Символ миролюбия (в Средние века она применялась как успокоительное средство).

(8) Белка. Символ упорного труда, потребовавшегося, чтобы вырастить это изобилие.

(9) Артишок. Символ земной любви (считалось, что он помогает забеременеть).

Праздник изобилия: детали картины «Лавка фруктов»

Фрукты. Символ лета (травы были символами весны, дичь — осени, а рыба — зимы; они изображены на остальных трех картинах из цикла Снейдерса).


(10) Лимон. Символ верности и любви (он плодоносит в течение всего года).

(11) Гранат. Символ Вселенской церкви (она объединяет столь же много людей, сколь много зерен в плодах граната).

(12) Апельсин. Символ чистоты и невинности (его белые цветы часто украшают Богородицу).

(13) Ежевика. Символ чистоты Девы Марии. «Считается, — говорит Ольга Прохорова, — что Неопалимая Купина, явившаяся Моисею и выступающая как прообраз материнства и девства Богородицы, была ежевикой. Поэтому про Богородицу говорили: «Она породила пламя Божественной любви, не сгорев от вожделения».

(14) Малина. Символ доброты (святой Мартин кормил малиной нищих).

(15) Яблоко. Символ спасения и искупления (в этом качестве оно часто изображалось в Средние века в руках младенца Иисуса).

(16) Виноград. Символ Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь», Ин. 15:1).

(17) Вишня. Символ крови Иисуса.

(18) Слива. Считалась символом верности, но принимала дополнительные значения в зависимости от цвета. Темная фиолетовая слива указывает на страдания и смерть Христа, желтая — на чистоту Иисуса, красная представляет собой символ его милосердия, белая говорит о его смирении.

(19) Черешня. Символ райской благодати.

(20) Тыква. Символ воскресения и спасения (согласно Библии, тыква выросла по воле Бога, чтобы дать тень пророку Ионе).

(21) Груша. Символ сладости добродетели.

(22) Персик. Символ Троицы (он состоит из трех частей: плод, косточка и ядро косточки).

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2013

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения