«Пророк религиозный»: что скрывает богомол

У богомола весьма кроткий вид. Он подолгу сидит в смиренной позе, сложив на груди лапки. На самом деле под личиной «праведника» скрывается настоящий хищник, способный отобедать даже сородичем

Сидящий богомол может часами сохранять неподвижность. Его большие глаза непрерывно сканируют пространство, а вертикально поднятая передняя половина тела моментально поворачивается навстречу всему, что может оказаться добычей или быть угрозой. В последнем случае богомол раскрывает крылья, стараясь выглядеть как можно крупнее, чтобы напугать врага.

Зоосправка

Богомол обыкновенный

Mantis religiosa

Тип — членистоногие
Класс — насекомые
Отряд — богомоловые (иногда включаются в отряд тараканообразных)
Семейство — настоящие богомолы
Род — богомол

Крупное хищное насекомое: длина тела самца 42–52 мм, самки — 48–75 мм. Передняя пара ног — ловчие, две задние пары — ходильные. Крылья хорошо развиты. Брюшко массивное, яйцевидное. Взрослое насекомое живет 55–60 дней. Самцы обычно погибают раньше самок. Богомолы, особенно их личинки, — полезные насекомые, так как уничтожают вредителей, особенно на фруктовых деревьях и ягодных кустах. Обитает в Европе (южнее 54-й параллели), в степях и пустынях Азии до Дальнего Востока, в Африке — вплоть до южной оконечности. Завезен в Австралию и Северную Америку, где успешно и прижился. В последние годы в Восточной Европе распространяется на север.

Благодаря благочестивому облику насекомое получило на русском языке имя «богомол», а название на научном латинском — Mantis religiosa (буквально — «пророк религиозный»). Повадку принимать молитвенную позу его предки приобрели еще в конце мезозоя, и продиктована она была отнюдь не духовными устремлениями, а способом добычи пропитания, который они себе выбрали. Это исходная стойка для атаки на добычу. Французский ученый Жан Анри Фарб в книге «Нравы насекомых» так отозвался о богомоле: «В его наружности нет ничего, что внушало бы опасения. Но какой жестокий нрав скрывает такая ханжеская наружность. Это тигр травяных джунглей, гроза мирных шестиножек. Заломив цепкие лапки в притворной мольбе, он поджидает очередную жертву».

Часами, а то и сутками богомол сидит на своем боевом посту (обычно на веточке кустарника или стебле травянистого растения), сохраняя поразительную неподвижность. Заметить его почти невозможно — настолько хорошо он сливается с фоном. Окраска у обыкновенных богомолов бывает разной — зеленой, желтой или бурой. Это не признак подвида, а чисто индивидуальная особенность вроде цвета кожи у человека. Но при этом богомолы учитывают свою окраску, предпочитая сидеть там, где она соответствует фону и не бросается в глаза: зеленые — на растениях, желтые и бурые — на ветоши. Если какое-нибудь неосторожное животное приблизится к затаившемуся богомолу, следует резкий выпад — сложенные передние конечности мгновенно распрямляются и жертва оказывается в самом настоящем капкане, образованном лапкой и голенью с острыми шипами. Смертоносные «руки» снова складываются, поднося ошеломленную и надежно зафиксированную жертву ко рту. И в дело вступают мощные челюсти.

«Пророк религиозный»: что скрывает богомол

1. Поведение богомолов при встрече напоминает церемонное приветствие или сложный танец. На самом деле это может оказаться увертюрой к смертельной схватке
2. Ловчие ноги с мощными шипами на голени — универсальное оружие богомола, которое он применяет как на охоте, так и в сражении

Понятно, что при таком способе охоты хищнику нужно очень точно определять расстояния и углы, ведь у него есть только одна попытка. Эта способность обеспечивается строением головы богомола, на которой выделяются прежде всего глаза — большие, выпуклые, широко расставленные (чем дальше они друг от друга, тем легче оценивать дистанцию до цели). Между ними, как и у стрекоз, расположены три простых глазка.

Но если просто сидеть и ждать, пока зверь прибежит на ловца, можно и голодным остаться. Поэтому так богомол охотится в основном на мелкую добычу. Если же в поле его зрения попадает более крупное существо, хищник начинает подкрадываться к нему. Он движется не спеша и даже не особо скрывается, хотя, если обстановка позволяет, старается зайти со спины. Если добыча взлетела или прыгнула — ее счастье, богомол замирает до появления следующего съедобного объекта. Но если ему удается приблизиться на расстояние «вытянутой руки», следует молниеносный бросок и в тело жертвы вонзаются шипы.

«Пророк религиозный»: что скрывает богомол

1. Поединки между богомолами часто заканчиваются гибелью одного из бойцов. Обычно победа достается более крупному насекомому, но, как видно на снимке, бывает и наоборот
2. Без всякого смущения победитель съедает поверженного соперника

Впрочем, точный бросок «рук» порой не заканчивает, а начинает схватку. Богомол, как правило, нападает не только на любых насекомых (в том числе и тех, кто крупнее его самого или же хорошо защищен, например на пчел), но и на мелких позвоночных — рептилий, птиц и даже мышей. Убить такую добычу или хотя бы подавить ее сопротивление одним ударом нереально. Поединки могут продолжаться по много минут, и чересчур азартный охотник рискует сам превратиться в добычу. Но богомолов это не смущает.

«Пророк религиозный»: что скрывает богомол

1. Откладывая яйца, самка богомола заключает их в особый контейнер — оотеку, защищающую от высыхания и инфекции
2. Напрягая все силы, новорожденная личинка пробирается наружу по тесному эластичному каналу

Правда, на столь крупную дичь богомол охотится, только если он сильно проголодался. Сытое насекомое не обращает на нее внимания, а если та сама идет на сближение, то богомол принимает оборонительную позу: приподнимается на четырех ходильных ногах, раскрывает крылья (обычно сложенные на спине) и, раскачиваясь, выбрасывает в сторону потенциального противника ловчие конечности, но не захватывающим, а отталкивающим движением, стараясь выставить навстречу врагу шипы. Угрожающая поза и колючие «руки» — единственная защита богомола, если ему не удалось остаться незамеченным. Этого часто хватает, чтобы отпугнуть сравнимого по размеру или неопытного хищника (прежде всего слетков мелких птиц — главных истребителей насекомых во второй половине лета), но если богомолом заинтересовался кто-то крупнее, ему конец. Несмотря на прекрасно развитые ноги и крылья, бегает богомол довольно медленно, а летает и вовсе плохо. Грузное, медленно летящее, неманевренное, видное издалека насекомое — идеальная добыча для птиц. Поэтому без крайней надобности они не летают в светлое время суток, а самки предпочитают вообще лишний раз не подниматься на крыло.

«Пророк религиозный»: что скрывает богомол
Основная пища богомола — насекомые, но в отсутствие другой дичи он готов напасть и на мелкое позвоночное, например, на ящерицу. Его не смущают ни размеры добычи, ни покрывающая ее чешуйчатая броня, ни то, что она сама — активный хищник и запросто может съесть чересчур самоуверенного охотника

К пешим прогулкам богомолы тоже не очень склонны. Но ближе к концу лета самцы меняют свои привычки: они начинают скитаться по округе. Сталкиваясь друг с другом, они вступают в драку, причем проигравший на этом рыцарском поединке имеет все шансы не только погибнуть, но и стать пищей для победителя.

Но, разумеется, в этих странствиях самцы-богомолы ищут не турнирной славы, а любви прекрасных дам. С ними, впрочем, завести романтические отношения непросто: самка, будучи в среднем намного крупнее и сильнее самца, запросто может сожрать потенциального жениха, особенно если она еще не готова к спариванию или давно не ела досыта. Поэтому самец, заприметив возможную супругу, начинает подкрадываться к ней гораздо осторожнее, чем к самой чуткой и опасной добыче. Его движение незаметно глазу, как ход часовой стрелки, он словно бы и не шевелится вовсе, но постепенно оказывается все ближе к самке, норовя при этом зайти сзади.

Если самка поворачивается в его сторону, он надолго замирает на месте, лишь немного покачиваясь (возможно, эти движения — сигнал, переключающий поведение самки с «охотничьей» программы на «любовную»). Своеобразное ухаживание может продолжаться 5–6 часов — на богомольем свидании кавалеру лучше опоздать на часок, чем поторопиться на минуту. Но даже успешное спаривание не гарантирует самцу безопасности: шестиногая Клеопатра может прикончить своего любовника сразу по завершении акта. Тем не менее примерно в половине случаев самцы — то ли более обходительные, то ли просто более удачливые, чем их собратья, — уходят живыми и могут через некоторое время снова сыграть в смертельную игру уже с другой самкой. Беречь себя им нет никакого смысла: через несколько дней в их телах начнет работать программа самоуничтожения.

«Пророк религиозный»: что скрывает богомол

1. Богомолы родятся в «рубашках» — личиночных шкурках, которые сдергивают с них специальные тяжи сразу по вылуплении
2. Личинка похожа на взрослое насекомое и строением, и повадками. После появления на свет она сразу приступает к охоте

Оплодотворенная самка вскоре выбирает подходящий стебелек или камень, садится поудобнее и приступает к откладке яиц. Вместе с яйцами из ее брюшка выделяется клейкий секрет, тут же затвердевающий на воздухе. В итоге на месте кладки остается уплощенная капля, похожая на потек строительной пены, размером 2–2,5 см — оотека. Внутри нее находится 100–300 яиц.

После кладки самка словно бы теряет интерес к жизни, становится вялой. Ее покровы тускнеют, на них появляются темные пятна. Еще до конца октября все взрослые богомолы — и самки, и уцелевшие самцы — умирают. Полностью механизм этой запрограммированной смерти не выяснен, но известно, что в организме насекомого прекращается синтез ряда аминокислот. В неволе, добавив в поилку эти аминокислоты, а также ряд витаминов, можно продлить насекомому жизнь месяца на два, то есть вдвое. Так или иначе, к зиме от богомолов остаются только оотеки, в которых… ничего не происходит. Для запуска развития зародыша яйцо должно перенести длительное охлаждение, не меньше месяца пробыть при температуре от +3 °С до –18 °С (яйца богомолов из африканских популяций того же вида не нуждаются в охлаждении).

«Пророк религиозный»: что скрывает богомол
Обыкновенный богомол — дитя степей и пустынь. Однако глобальное потепление позволило ему распространиться на юге средней полосы, с влажным климатом и прохладными росистыми ночами. Главное условие — чтобы в течение лета было достаточно теплых дней, поскольку скорость развития богомолов определяется температурой окружающей среды

Видимо, северную границу «страны богомолов» определяют не зимние, а летние температуры. Сегодня вслед за глобальным изменением климата богомолы продвигаются на север. В последние годы богомол стал обычным в Брянской области (где и сделаны фотографии к этой статье). А о единичных находках богомолов несколько лет назад сообщали из Рязанской и Московской областей (к 2021 году ареал обитания богомолов в России еще больше сдвинулся к северу. — Прим. Vokrugsveta.ru). Собственно, сигналом к началу развития служит не холод, а возвращение тепла. Отогревшись на весеннем солнышке, зародыши быстро развиваются, и в конце апреля — мае из оотеки одна за другой выползают личинки. Все их тело покрыто направленными назад шипиками, а сзади за каждой тянутся длинные нити. Внутри тесной «скорлупки» личинка не может пустить в ход ноги и просто извивается всем телом, а шипики превращают это движение в поступательное, вперед. Когда же личинка отползает от выходного отверстия, нити, словно вытяжной тросик парашюта, буквально сдергивают с нее младенческую шкурку. Теперь личинка выглядит, как ожившая схема строения богомола: конечности и отделы тела расположены так же, но еще нет крыльев.

Личинка похожа на взрослое насекомое не только строением, но и образом жизни: она точно так же охотится, хватая добычу ловчими ногами, но при этом гораздо подвижнее взрослых. Размер излюбленной дичи растет вместе с охотником: от трипсов — крошечных обитателей цветов — к тлям, плодовым мушкам, а затем и мухам.

Недели идут за неделями, с каждой линькой личинка становится все крупнее, ее брюшко — все массивнее. После пятой линьки она обретает крылья и органы размножения. И перед нами появляется взрослый богомол.

Фото: Richard Garvey-Williams / Alamy / Legion Media (в анонсе), Life on white / Alamy / Legion Media, Николай Шпиленок