Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Три заветные полоски: как кроссовки «Адидас» стали вожделенной обувью в СССР

Синие спортивные туфли с белыми полосками и трилистником обрели популярность благодаря Олимпиаде-80

К началу 1970-х западногерманская фирма Adidas стала одним из главных мировых производителей спортивной одежды, ее продукция поставлялась в большинство стран Европы, включая даже ГДР.

Три заветные полоски: как кроссовки «Адидас» стали вожделенной обувью в СССР
Источник:
Nick Beer / Alamy via Legion Media

Концерн стал главным поставщиком Олимпиады-72 в Мюнхене. На следующей Олимпиаде, в Монреале, был поставлен своеобразный рекорд среди брендов: спортсмены разных стран в экипировке Adidas завоевали 75 золотых, 86 серебряных и 88 бронзовых медалей. В СССР наладить производство качественной спортивной, да и другой одежды не могли, и Политбюро ЦК КПСС приняло решение экипировать советских олимпийцев продукцией немецкой фирмы.

Делай с ними, делай, как они

Советские граждане узнали о существовании марки Adidas из восточногерманской телепрограммы «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!», транслировавшейся в СССР с 1970-х годов.

Ее ведущий Герхард Адольф выступал под псевдонимом Ади и щеголял в обуви и тренировочном костюме с тремя полосками. Для некоторых наших особо выдающихся спортсменов приобретали адидасовскую экипировку уже в конце 1960-х, но эти закупки носили разовый характер.

Три заветные полоски: как кроссовки «Адидас» стали вожделенной обувью в СССР

Поставки начались в 1977-м и продолжались до 1988 года, когда закончилось действие договора, заключенного Комитетом по физической культуре и спорту СССР с Adidas.

Помимо олимпийцев осчастливлен был и простой народ: в 1979-м московский Экспериментальный комбинат спортивных изделий получил лицензию на производство одной-единственной модели адидасовских кроссовок — синей с белыми полосками, на резиновой подошве. Модель была устаревшей — еще в конце 1960-х немцы разработали литую подошву из полиуретана, — но советские люди и тому были рады.

«Адики» приобрели невероятную популярность в СССР, особенно после трансляции Олимпиады-80. Советские кеды с резиновыми носами и эмблемой-мячиком на лодыжке уже не привлекали молодежь. Кроме Москвы линии по производству «трех полосок» запустили в Тбилиси, Ереване и Киеве, и это не считая расплодившихся на Кавказе и в Средней Азии кустарных мастерских.

Срок действия лицензии на производство кроссовок, выданной когда-то московскому комбинату, давно истек, да и вообще в Европе Adidas давно уже ничего не производит — все фабрики находятся в Юго-Восточной Азии. Особое же отношение в нашей стране к «трем полоскам» сохранилось, благодаря чему немецкий бренд долгое время был в числе лидеров на российском рынке.

Заветные три полоски

Три заветные полоски: как кроссовки «Адидас» стали вожделенной обувью в СССР
Источник:
DANIEL KARMANN/dpa via Legion Media

Официальная история компании гласит, что впервые три полоски появились на кроссовках Adidas в 1949 году. Однако в то время права на этот дизайн принадлежали финскому производителю спортивных снарядов компании Karhu. В 1951 году основатель компании Adidas Адольф Дасслер выкупил право на три полоски у Karhu за пару тысяч евро (в пересчете на современный курс) и сделал ставку на «бренд с тремя полосками», введя в конце 1960-х этот элемент и в дизайн спортивной одежды.

Иллюстрация Райана Гребера

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2011, частично обновлен в мае 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения