Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Алхимические превращения образа: 12 важных деталей офорта Рембрандта «Фауст»

При внимательном рассмотрении этого изображения у зрителя возникает ощущение, что художник читал трагедию Гёте, написанную больше века спустя

Обсудить

Доктор Иоганн Фауст — вовсе не герой народных легенд и не фантазия Гёте, а лицо историческое. Родился этот знаменитый мистик, чернокнижник и шарлатан, вероятно, в швабском городке Книтлинген около 1480 года и покинул земной мир в 1540-м. О его детстве ничего не известно, а о юности мы знаем только то, что поведал о ней сам Фауст своим современникам. Но поскольку все они в один голос говорят о нем как о бессовестном мистификаторе и обманщике, сведения эти никакого доверия не заслуживают.

Алхимические превращения образа: 12 важных деталей офорта Рембрандта «Фауст»

Фауст утверждал, что окончил философский факультет Гейдельбергского университета и получил степень магистра, а затем доктора философии. Но скорее всего никаких университетских степеней у него не было, и в молодости он служил сельским учителем в местечке Кройцнах на западе Германии.

Оттуда Фаусту пришлось уносить ноги, поскольку его обвинили в растлении малолетних и содомии. Какое-то время он обретался в Краковском университете, считавшемся в то время центром оккультных наук, где якобы изучал «естественную» (белую) магию (хотя ее приемы мало чем отличаются от магии черной).

В 1505 году мы застаем Иоганна путешествующим по Германии. Он выдает себя за алхимика и астролога, способного творить чудеса и предсказывать судьбу. Как сообщает в частном письме поэт Иоахим Камерариус, Фауст «самонадеянно говорил в большом собрании, что ничего достойного удивления в чудесах Христовых нет и он сам берется в любое время и сколько угодно раз совершить то, что совершал Спаситель».

Постепенно об Иоганне пошла слава, что он чернокнижник и заключил сделку с дьяволом, который и наделил его способностью творить чудеса. Есть свидетельства, что в Венеции Фауст при большом стечении народа провел опыт по левитации. Вроде бы он даже оторвался от земли, но потом все же рухнул вниз, что, однако, никак не сказалось на его репутации мага.

Фауст странствовал по замкам и городам в поисках богатых и доверчивых покровителей, которые готовы были финансировать его алхимические опыты по превращению неблагородных металлов в золото. Однако, несмотря на всю изворотливость и умение использовать человеческие слабости, Иоганна в конце концов выводили на чистую воду и с позором изгоняли, или он сам от греха уносил ноги.

Как пишет городской врач Вормса Филипп Бегарди, Фауст «хорошо умел получать или, точнее, выманивать деньги, а затем удирать, так что только и видели, как его пятки сверкали». Осенью 1540 года Иоганн прибыл в городок Штауфен и остановился в гостинице. Однажды ночью в его комнате раздались громкий хлопок и страшный вопль. Постояльцы были до смерти перепуганы и зайти в комнату мага решились только утром. Там они обнаружили безжизненное тело Фауста, «задушенного дьяволом».

Вероятно, очередной его алхимический опыт закончился взрывом, и потерявший сознание «естествоиспытатель» отравился ядовитыми испарениями. Однако современники были едины во мнении — это воздаяние за грехи.

Со временем фигура Фауста обросла легендами, которые были очень популярны во всех слоях тогдашнего общества. В 1587 году вышла даже объемная книга «История о докторе Иоганне Фаусте» Иоганна Шписа, собравшего анекдоты и легенды о знаменитом чернокнижнике.

Любили обращаться к его образу и литераторы XVII–XVIII веков. Но все они оставались в рамках устоявшихся представлений об этом персонаже. У Гёте же Фауст совсем другой. Это дерзкий ученый-романтик, обуреваемый желанием познать тайны мироздания и природу счастья, дабы одарить им всех обездоленных. Да, он продает душу Мефистофелю, но в конце концов выходит победителем из схватки с ним, доказав, что человек способен обрести счастье и без вмешательства потусторонних сил.

В этой же психологической тональности выдержан и офорт (гравюра на металле) Рембрандта под названием «Алхимик» (ок. 1652). Художник создал идеальный образ ученого, проникающего мыслью в тайны природы и бытия. Окружен он герметическими (алхимическими) символами.

Неслучайно после написания первого варианта гетевской трагедии (1775) «Алхимика» стали называть «Фаустом». Гёте, видимо, тоже считал, что образ, созданный Рембрандтом, отвечает его Фаусту, и поместил гравюру на обложку первого издания части трагедии (1790). Существует несколько авторских копий офорта, разных по тону. Представленный здесь хранится в Государственном Эрмитаже.

Алхимические превращения образа: 12 важных деталей офорта Рембрандта «Фауст»

1. Блистающий круг (гало) — в алхимии одно из воплощений духа золота. С ним, по легенде, пытался установить связь Фауст.

2. INRI — четыре буквы, начертанные в центре круга. Это аббревиатура латинского варианта арамейской надписи на кресте Иисуса: Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum («Иисус Назаретянин Царь Иудейский»). У алхимиков она имела и другое значение: Ignis Natura Renovatur Integra («Вся природа постоянно обновляется огнем»).

3. На внешней стороне круга видна анаграмма: ADAM TЕ DAGERAM AMRTET ALGAR ALGASTNA. Ее смысл можно понять, только если правильно переставить буквы. Версий существует множество. Одна, например, такая: ADAM TЕ DAGERAM трансформируется в Adam te аdgeram («Человек, я приведу тебя»). Вероятно, имеется в виду процесс познания секретов алхимии.

Что касается AMRTET ALGAR ALGASTNA, то ее легко превратить в Tangas larga latet am(o)r («Ты многого коснешься, любовь сокрыта»). Речь здесь может идти о любви к миру, которая подвигает человека к его познанию. Это аллюзия на слова апостола Павла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».

4. Череп — символ конечности земного пути и неизбежности посмертного воздаяния. Алхимик должен помнить об этом, дабы сознание исключительности своих познаний не ввергло его в грех гордыни.

5. Кольцо — аллегорическое изображение уробороса (змеи, кусающей собственный хвост). Это символ завершения Великого Делания алхимиков, то есть получения философского камня, способного превращать в золото любой металл.

6. Окно — граница между тремя мирами: земным, небесным и подземным (который проникает в жилище тоже через окно или дымоход). Что символизируют две тени, влетающие в него, можно только догадываться. Правая напоминает человека с опущенной головой, левая выглядит как огромная голова-привидение. Именно через окно дух проник в лабораторию Фауста.

7. Перст, принадлежащий духу золота и указующий на символ уробороса, символизирует, во-первых, магическую силу, поскольку в средневековой хиромантии она приписывалась именно указательному пальцу, и, во-вторых, ответственность ученого — носителя всякого, в том числе и сакрального знания.

8. Книга — символ учености.

9. На обеих руках алхимика прописано только по одному пальцу. Мизинец на правой — в той же хиромантии символ любви к наукам.

10. Большой палец на левой руке — это власть над духами.

11. Глобус — алхимический символ единства мира: у него нет ни углов, ни концов, он не расчленим на элементы. Это один из главных принципов герметизма: всякая сущность (живая или не живая) связана со всеми другими.

12. Фригийский колпак — атрибут алхимиков, символ внутренней свободы человека, познавшего тайны мира.

ХУДОЖНИК
Рембрандт Харменс ван Рейн

Алхимические превращения образа: 12 важных деталей офорта Рембрандта «Фауст»

1606 — родился в Лейдене, Нидерланды, в семье мельника.
1621–1624 — учился у местного живописца Якоба ван Сваненбюрха.
Ок. 1624–1625 — совершенствовал мастерство у художника Петера Ластмана.
1632 — переехал в Амстердам. Написал «Урок анатомии доктора Тульпа», картину, принесшую ему известность и признание.
1634 — женился на Саскии ван Эйленбюрх, дочери бургомистра Леувардена. Из четверых детей пары до совершеннолетия дожил только сын Титус.
1635 — написал «Автопортрет с Саскией на коленях» («Блудный сын в таверне»).
1636–1647 — работал над «Данаей».
1642 — овдовел. Завершил картину «Ночной дозор».
1656 — обанкротился, в следующие два года дом и имущество художника были проданы за долги.
1669 — умер в Амстердаме. Похоронен в местной церкви Вестеркерк.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2011, частично обновлен в марте 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения