Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков

Аристократы, купцы и пролетарии, наследовавшие друг у друга усадьбу, каким-то чудом смогли сохранить ее

Обсудить

Даже тем, кто ни разу в Валуево не был, облик усадьбы покажется знакомым. Старинный дом и парк рядом с ним много раз служили съемочной площадкой художественных фильмов, самые известные из которых — «Гусарская баллада» и «Мой ласковый и нежный зверь».

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков
Источник:

Wikimedia Commons

— И в этой усадьбе 200 лет назад жил граф Мусин-Пушкин, — рассказывает один отдыхающий другому.
Слышен шум пролетающего самолета.
— Странный был этот граф! Он что же, в другом месте не мог себе дом построить, не рядом с аэродромом? — удивляется собеседник.

Аэропорт Внуково был построен, разумеется, лишь в 1940-е годы. Но его близость наилучшим образом сказалась на судьбе бывшего имения: здесь был образцово-показательный профилакторий для летчиков гражданской авиации.

Просвещенные владельцы

Валуево — редкий пример усадьбы, которой на протяжении десятилетий удивительно везло: она не знала запустения и разрухи. Даже французы, которые в 1812 году проходили здесь, отступая по старой Калужской дороге, не нанесли большого ущерба великолепному имению князей Мещерских и графов Мусиных-Пушкиных: не пострадали ни парк, ни дом с двумя флигелями, отстроенный как раз за год до вторжения Наполеона.

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков

«У Валуево, 8 сентября 1812 года». Художник Х.В. Фабер дю Фор. 1830-е годы. Во время наполеоновского на­шествия сама усадьба не пострадала, в отличие от окрестных деревень, многие из которых были сожжены

Источник:

Wikimedia Commons

А в конце XIX века, когда дворянские гнезда стали приходить в упадок, Валуево приобрел потомок каширского крепостного крестьянина, текстильный фабрикант Лепешкин — владелец знаменитой Вознесенской мануфактуры.

Дмитрий Семенович был известен как человек не только богатый, но и образованный. Затеяв в усадьбе грандиозный ремонт, он удивительным образом соединил купеческий размах с аристократическим чувством меры. Главным его новшеством стали заново отстроенные парадные ворота, увенчанные двумя фигурками оленей. Эти небольшие скульптуры стали теперь своего рода визитной карточкой усадьбы.

Лепешкин проложил шоссе, соединившее усадьбу с железнодорожной станцией Одинцово, основал при местном храме церковно-приходскую школу и создал лечебницу для жителей окрестных деревень. Эти труды наследники благотворителя и мецената продолжали вплоть до 1917 года. А после революции национализированное имение приспособили для отдыха трудящихся и рушить ничего не стали.

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков

Мы не знаем имени архитектора, который проектировал усадьбу, но ему удалось создать одно из красивейших зданий в ближнем Подмосковье. Дом выстроен из дерева и оштукатурен под камень, фасад украшен ионическим портиком

Источник:

Кирилл Овчинников

Даже стоящую на холме церковь и ту не взорвали, а просто заколотили. Правда, потом ее постепенно принялись разбирать по кирпичику на хозяйственные нужды, и к 1960-м годам от храма остались уже совершеннейшие руины, которые все-таки снесли. Но это — единственная утрата, которую понес обширнейший усадебный ансамбль.

Кстати, в наше время (здесь и далее — в 2011 году. — Прим. ред.) здесь снова действует церковь. Она несколько странного вида, очень маленькая и приземистая, что и неудивительно: ее открыли в 2002 году в здании бывшей оранжереи. Расписание богослужений вывешено в главном корпусе клинического санатория Главмосстроя, который существует на территории усадьбы с 1960 года, — рядом с прочей полезной информацией для отдыхающих.

ХОЗЯЕВА
Наследники героя Куликова поля

Усадьба Валуево неоднократно переходила из рук в руки, и вла­дельцами ее были представители известнейших дворянских родов России. Основателем рода Валу­евых был один из сподвижников Дмитрия Донского — Тимофей по прозвищу Валуй, погибший в бит­ве на Куликовом поле. Четыре столетия спустя принадлежавшие Валуевым земли к юго-западу от Москвы перешли по наследству к их родственникам, князьям Мещерским.

В 1719 году имение купил начальник Тайной канцеля­рии Петр Андреевич Толстой. Его внук в 1742 году продал имение ге­нерал-аншефу Дмитрию Шепеле­ву. В 70-х годах XVIII века усадьбу унаследовали дальняя родствен­ница Шепелевых — Екатерина Мусина-Пушкина (урожденная Волконская) и ее муж Алексей.

Унаследовавший имение их сын Владимир проводил здесь много времени, причем не по своей воле: как участник заговора декабристов, он просидел полго­да в Петропавловской крепости и был выпущен с правом прожи­вать в Москве либо в своем под­московном имении. Вместе с ним в Валуево жила его жена, одна из первых красавиц того времени, Эмилия Мусина-Пушкина, урож­денная Шернваль, о которой Лер­монтов писал: «Стройней ее талии на свете не встретится, и небо Италии в глазах ее светится».

В середине XIX века имение было куплено у Мусиных-Пуш­киных князем Владимиром Святополк-Четвертинским, а в 1863 году его приобрел купец первой гильдии Дмитрий Лепешкин, чьи дети стали последними владельца­ми усадьбы.

«Разные типы красоты»

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков

Водонапорная башня была сооружена, судя по всему, во времена Дмитрия Лепешкина. Он бережно реконструировал Валуево, стараясь вписывать в ландшафт даже самые прозаические хозяйственные постройки

Источник:

Кирилл Овчинников

Валуево — своего рода музейный комплекс два в одном. Это не только замечательный памятник русской усадебной архитектуры, но еще и заповедник недавнего прошлого.

Это настоящая старая советская здравница с путевками и курсовками, лечебным курсом антитабакокурения и развлекательной программой по выходным: утром — «удалые игры и молодецкие забавы» с участием народных ансамблей, вечером — «зажигательная дискотека».

Вновь прибывших санаторников (почти забытое слово) в усадебном парке встречает фанерный щит с картой терренкура (еще один уходящий термин) и лозунгом «Ходьбе все возрасты покорны». С ними соседствуют приметы времени настоящего: спа-процедуры, японская банная бочка фуро и некая оздоровительная ванна «Казанова».

Все эти службы размещаются в современных корпусах, расположенных несколько на отшибе, на краю усадебного парка. Из-за одного из таких корпусов навстречу мне выходит человек в рабочей одежде и с широкой лопатой.

— Что вы ищете? Спуск к охотничьему павильону? Я вас проведу. Я ведь дворником при санатории работаю. Здесь у нас очень красиво. Как говорится, l’arte nel suo mistero le diverse bellezze insiem confonde. То есть «искусство таинственным путем смешивает разные типы красоты».

ПЕРСОНА
Алексей Мусин-Пушкин

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков

«Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин». Иоганн Баптист Лампи Старший, между 1792 и 1797

Источник:

Wikimedia Commons

В конце XVIII — начале XIX века владельцем усадьбы был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744–1817), выпускник Артиллерийского училища, адъютант Григория Орлова, обер-прокурор Синода. Но в историю он вошел благодаря тому, что, по оценке одного из современников, «будучи крайний древностей наших любитель, великим трудом и иждивением, а больше по счастью, по пословице: на ловца и зверь бежит, собрал много книг, весьма редких и достойных уважения». Сама Екатерина II подарила ему несколько написанных на пергаменте рукописей, «кои ей самой читать было трудно».

Коллекция графа представляла собой крупнейшее частное собрание подобного рода в России, насчитывавшее около 1200 рукописных и 3000 печатных книг. Самым ценным экспонатом стал список «Слова о полку Игореве», попавший к нему из упраздненного Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. В 1800 году граф издал «Слово» с параллельным переводом на современный ему русский язык и комментариями. Оригинал же погиб во время пожара Москвы 1812 года вместе с почти всей коллекцией графа.

Чудом уцелели лишь около двух десятков рукописей, в том числе одна из древнейших летописей России — Лаврентьевская, незадолго до того подаренная императору Александру I. Последние годы жизни Алексей Иванович провел в Валуево и в Москве. Он начал создавать новую коллекцию, но успел собрать лишь шестнадцать рукописей.

Бывшие дворянские гнезда неизбежно привлекают необычных людей со странными судьбами. Тут же выясняется, что человек этот в свое время окончил консерваторию в Белоруссии по классу вокала, исполнял оперные арии на итальянском языке. Потом выступал как артист эстрады, пел в барах, даже заведовал похоронной конторой, заработал нервный срыв и по совету врачей решил заниматься физическим трудом. Он и становится моим гидом по парку валуевской усадьбы.

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков

Выполненный в английском стиле парк со сложной системой каскадных прудов выглядит практически так же, как и столетие назад. Лишь статуи, украшавшие сад, к сожалению, не сохранились

Источник:

Кирилл Овчинников

Парк роскошен. Он занимает шесть гектаров, уступами спускаясь к реке. Липы перемежаются с соснами. Весной цветет сирень, а осенью трава усыпана яблоками: старые сады были заложены в 1960-е годы.

— Вы знаете, что у нас тут сова живет? — спрашивает меня бывший певец. — Пойдемте к ней, я еще с ней сегодня не здоровался.

Совы мы не находим, но видим огромное дупло, где она квартирует.

— Значит, к концу дня появится, — говорит мне мой гид на прощание. — Она по ночам у нас здесь так воюет! С котами за мышей конкурирует. По ночам, когда le stelle tremano d’amore e di speranza, то есть «звезды трепещут с тревогой и надеждой».

Рядом с жилищем совы, на крутом откосе над рекой возвышается изящный, легкий павильон, так называемый Охотничий домик, а прямо под ним — романтические развалины грота с тремя арками: сейчас и тот и другой реставрируют. Что касается прочих многочисленных усадебных строений, то они успешно приспособлены под современные нужды.

В бывших службах, конторе, доме управляющего сейчас располагаются электрощитовая, ремонтные мастерские, гараж. Низкие длинные корпуса перед главным зданием — бывшие скотный и конный дворы — переделаны под общежития для сотрудников санатория, напоминающие о старом коммунальном быте: в коридорах на веревках висит белье, тапки и ботинки выставлены за двери. В одном из флигелей, колоннадой соединенных с главным зданием, располагается администрация санатория, в другом — общежитие для летчиков, дожидающихся вылета с внуковского аэродрома.

АРХИТЕКТУРА
И классицизм, и псевдоготика

Валуево — пример хорошо сохранившегося усадебного комплекса с господским домом, хозяйственными постройками и прекрасным пейзажным парком с каскадными прудами, гротами и павильоном. Наиболее старые здания — два флигеля, соединенные колоннадами с главным домом. Они появились в 1790-х годах, когда имением владел Алексей Мусин-Пушкин.

В последующие годы при нем же были построены конный и скотный дворы, а на крутом берегу речки Ликовки сооружен небольшой павильон, названный Охотничьим домиком, и вырыт грот, отделанный необработанным камнем.

В 1810–1811 годах на месте старого господского дома создается новый — двухэтажное здание в стиле классицизм. Его крыша увенчана бельведером, а фасады украшены портиками с шестью колоннами ионического ордера и фронтонами. В середине XIX века сооружены две угловые башни парадного двора, выполненные в псевдоготическом стиле, а в конце столетия при новом владельце построена оранжерея и перестроены главные ворота.

Дворцовый покой

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков
Источник:

Кирилл Овчинников

А вот с самим дворцом происходит нечто странное. Красивое двухэтажное здание с портиком и бельведером занимает центральную часть усадебного парка, к нему ведут все дороги. Но его как будто не замечают, не обращают внимания, как на нечто, не вписавшееся в привычную жизнь большого санатория. Несколько раз то у отдыхающих, то у обслуживающего персонала я пыталась выяснить, как, собственно, туда попасть, и мои собеседники не вполне понимали, о чем идет речь.

— Скажите, можно ли попасть в главное здание?
— Вы дирекцию имеете в виду? Направо, увидите длинный серый корпус…
— Нет, я имею в виду дворец, где жили владельцы имения…
— Дворец? Какой дворец?

В конце концов дверь во дворец мне отомкнули девушки из административного корпуса, тоже сначала не понимавшие, куда я хочу проникнуть. Одна из них призналась, что за все время работы так ни разу внутри не побывала, хотя из ее кабинета до парадного входа идти несколько метров.

Здание хорошо выглядит снаружи и прилично внутри. Несколько лет назад интерьеры его были приведены в порядок, и теперь здесь гулко и пусто. Убранство довольно аскетичное. Лишь лепнина на потолке позолочена с щедростью, которую сочли бы излишней не только графы Мусины-Пушкины, но и купцы Лепешкины.

В одном из залов обнаруживаются проекционный экран и ряды лаконичных офисных столов: все готово для выездного семинара, тренинга или презентации. В соседней комнате — длинный ряд накрытых атласной скатертью столов и украшенных атласными же бантами стульев: все готово для завершающего презентацию банкета. Иногда здесь играют свадьбы, могут и корпоратив устроить. Но такое случается нечасто, и большую часть времени старинный дом заперт на ключ. Он стоит пустой, как зачарованный замок из сказки, никем не замечаемый, как бывает неуслышанным разговор, который чужие люди ведут на непонятном языке.

Усадьба и пейзажный парк с высоты птичьего полета

Дворянский санаторий: как усадьба Валуево стала живым памятником трех веков
Источник:

«Сканэкс»

1 — Главный дом

— Флигели

— Службы

4 — Конный двор

— Скотный двор

6 — Водонапорная башня

7 — Охотничий домик

8 — Грот

— Пристань

10 — Парадный двор усадьбы

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2011, частично обновлен в октябре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения