Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Айсберг пересекает экватор

24 декабря 2006
Айсберг пересекает экватор

В есной 1912 года мир был потрясен катастрофой, происшедшей с английским пароходом «Титаник». В ночь с 14 на 15 апреля трансатлантический лайнер врезался в гигантскую плавучую льдину. Огромный корпус парохода был смят. В результате столкновения на «Титанике» вспыхнул пожар. Пламя потушить не удалось, и через несколько часов огромное судно отправилось на дно.

Айсберги всегда мешали и угрожали мореплаванию в приполярных широтах. На земле принято выделять три крупнейших района их образования — Гренландия (этот остров поставляет 10—15 тысяч плавающих льдин каждый год), острова Канадского Арктического архипелага и шельфовые ледники Антарктиды.

Процесс образования айсбергов длится десятки и сотни лет. Материковый лед под действием собственной тяжести постепенно сползает в воду. Огромные куски — даже поля — льда откалываются и, подхваченные морскими течениями, уносятся в океан (известны случаи встречи с гренландскими айсбергами на 36° северной широты). Ледяная гора, погубившая «Титаник», была полной неожиданностью в этом районе Атлантического океана.

В тумане или ночью современное судно вполне может оказаться в положении «Титаника».

В 1914 году на западном побережье Гренландии был основан крупный международный центр по изучению зарождения и движения плавучих ледяных гор. Эта организация носит ныне название «Ледовый патруль».

...К айсбергу, который оказался в районе оживленных морских трасс, подходит корабль патрульной службы. На палубе появляется лучник, натягивает тетиву. В небо взвивается стрела и падает на ослепительно белую поверхность льдины. Наконечник стрелы представляет собой цилиндр, в котором под высоким давлением содержится яркая краска. Ударяясь о твердую поверхность льдины, цилиндрик лопается, по белой поверхности растекается большое цветное пятно. Теперь айсберг хорошо виден с воздуха. Белый цвет создает выгодный фон для ярких красок, которыми пользуются моряки. «Ледовый патруль» красит айсберги, словно деревенская хозяйка своих куриц. За окрашенными льдинами следят с самолетов и вертолетов, по цвету пятен четко их различая. Данные поступают в центр, который каждый день составляет карту ледовой обстановки.

Долгое время айсберги считались явлением опасным и бесполезным, если бы... Если бы не было на земле мест, где пресная вода ценнее «черного золота». Саудовская Аравия прежде всего. Площадь ее превышает два миллиона квадратных километров, основная часть территории — гигантские пустыни. Нередко засухи длятся два, три года... Иногда пять лет... Ничтожны запасы пресной воды; вади — реки с сезонно пересыхающими руслами — не имеют выхода в море. Бесценная влага испаряется, бесследно исчезает в песке пустынь, и лишь малая часть перепадает на долю оазисов — центров сельского хозяйства страны. К тому же вода редких источников до того насыщена солями кальция, что ее необходимо очищать, прежде чем использовать в промышленности или для нужд населения. А это обходится недешево.

Таким образом, снабжение страны пресной водой — серьезнейшая проблема экономики Саудовской Аравии. Предлагались разнообразнейшие решения этого вопроса. Например, можно наполнять водой нефтяные танкеры, которые на обратном пути идут порожняком. Правда, каждый раз емкости было бы необходимо очищать от нефти. Тяжкое занятие. А главное — эти тысячи тонн воды все равно не смогут удовлетворить индустриальных потребностей страны. Капля в пустыне... Следующее предложение — построить десяток новых опреснительных заводов на берегу Красного моря. Тоже не выход. На это потребуются годы и колоссальные денежные средства, которые окупятся не скоро.

И вот, наконец, идея, принадлежащая французскому полярному исследователю Полю Эмилю Виктору: посмотреть на плавучую гору как на массу воды в твердом состоянии, и притом превосходного «питьевого» качества.

Теперь задача — доставить айсберг к месту назначения. Айсбергу предстоит преодолеть по меньшей мере восемь тысяч морских миль, причем основная часть пути приходится на жаркую экваториальную зону. И тут огромную услугу оказывает опыт исследований «Ледового патруля».

Прежде всего айсберг должен быть прочным. Его прочность определяется при помощи ультразвукового локатора. Затем выбранную глыбу подвергают специальной химической обработке: поливают составом, увеличивающим отражательную способность льда. Впрочем, идеального зеркала все равно не получится, потому в экваториальных водах таяния не избежать. Надо просто довести его до минимума. Чтобы сократить неминуемые потери воды, айсберг одевают в специальную оболочку, натягивают на него огромный пластиковый пакет.

Вообразим себе реализацию этого проекта. На поверхности айсберга выстроены мастерские для временных работ. В толщу льда вводятся пакеты разогретых металлических свай. На каждую такую группу накладывается металлический обод, который пригоняет головки свай под массивную блюдцеобразную крышку, а к ней крепят металлические тросы, соединенные с буксирами.

Только подготовительная фаза проекта требует присутствия самых разных специалистов: водолазов, летчиков, океанологов, метеорологов. Необходимы вертолеты, спасательные катера, огромное количество теплоизолятора, катушки металлического кабеля, сваи, специальное оборудование для их установки. Айсберг транспортируется несколькими мощными буксирами (предлагалось даже использовать атомные подводные лодки), которые разовьют скорость до одной мили в час. Можно, конечно, и больше, но главное ведь не скорость. Главное, чтобы айсберг выдержал натиск волн. Разломы в момент транспортировки привели бы к провалу всего проекта. Как показывает опыт работы «Ледового патруля», айсберги очень прочны — когда некоторые из них необходимо было разрушить, бомбардировки с самолетов, торпеды и подводные мины оказались бессильны. Однако возможно, что таяние вызовет разрушение структуры центрального блока. Угрозу несут и мощные теплые морские течения. Их надо по возможности избежать. А это увеличивает дистанцию транспортировки айсберга от Антарктиды до Саудовской Аравии.

Из-за своих огромных размеров айсберг не сможет пройти через пролив Баб-эль-Мандеб, чтобы затем по Красному морю достигнуть места назначения. Поэтому у входа в пролив айсберг разделят на части. Металлические тросы, по которым будет пропущен электрический ток, разрежут ледяную глыбу, словно разогретый нож масло. Образовавшиеся куски уже совсем нетрудно переправлять в специальные хранилища.

Вот таким путем ледяные куски Антарктиды появятся в водах теплого Красного моря.

И. Кечин

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения