Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Четвертая попытка

15 июля 2006
Четвертая попытка

Здание Рейхстага — пример величественной имперской архитектуры. Из 107 лет своего существования оно простояло практически невостребованным 33 года. Еще раз эта цифра возникнет в истории Рейхстага в связи с его скандально известным поджогом. Но ни пожар, причинивший зданию немалый вред, ни вынужденный простой, длившийся более трех десятилетий, не смогли оставить этот символ Германии в прошлом.

Здание Рейхстага находится в самом центре Берлина. Место для его постройки было выбрано более 100 лет назад и, как оказалось, не случайно. Вольно или невольно, но в нынешней объединенной Германии это многострадальное сооружение стало символом нового государства с многовековой историей. Но стало далеко не сразу.

Официальное объединение Германии произошло осенью 1990 года в соответствии с Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанным министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ. Через год правительство этого государства приняло решение перенести столицу и парламент из Бонна в Берлин. И тут возник вопрос — куда? С одной стороны, для этого существовало здание Рейхстага, с другой — насколько целесообразно использовать именно его. Ведь в сознании нынешних немцев Рейхстаг был связан с самыми трагическими и нелицеприятными моментами истории — с вступлением Германии в Первую мировую войну, его провокационным поджогом и приходом к власти Адольфа Гитлера.

Некоторые политики предлагали выстроить для размещения парламента новое здание, сделав при этом Рейхстаг памятником истории. Другие же были убеждены, что здание это не повинно в исторических коллизиях, добавляя, что Гитлер в нем даже ни разу не выступал. Дебаты разгорелись нешуточные: для окончательного разрешения этих споров потребовалось проведение трех специальных форумов. В результате было принято решение восстановить и реконструировать Рейхстаг.

...История этого здания началась еще во времена «железного канцлера» Германской империи Отто фон Бисмарка. А сам германский парламент, или рейхстаг, возник во время мартовской революции 1884 года. Впрочем, такое понятие, как «рейхстаг», существовало в Германии уже в XII веке и означало орган сословного представительства при германском императоре, трансформировавшийся впоследствии сначала в учредительное собрание, затем — в нижнюю палату Северо-Германского союза (1861—1871 годы), а с конца 1871 по 1918-й — в выборный орган, участвующий в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью. Во времена Веймарской республики (с 1919 по 1933 год) рейхстаг был нижней палатой парламента.

С 1871-го, после окончательного объединения государства, германский парламент располагался так же, как и нынешний, в Берлине, но только в здании на Лейпцигштрассе.

В том же году Бисмарк принял решение о возведении нового здания парламента. Место для строительства было выбрано специально созданной комиссией, постановившей, что быть ему надлежит на территории владений крупного дипломата Дюка Радзинского. Через год был объявлен конкурс на проект здания, в котором приняли участие 103 европейских архитектора. Победителем стал уроженец Санкт-Петербурга, профессор Академии художеств, покинувший Россию в 1861 году и поселившийся в городе Готе, Людвиг Бонштедт. Но строительство было отложено на неопределенное время в связи с тем, что господин Радзинский ни за что не хотел расставаться со своей собственностью, дарованной ему Фридрихом Вильгельмом IV. И даже после смерти несговорчивого дипломата в 1874 году его сын, унаследовавший земли отца, все так же продолжал упорствовать. Разрешение было получено лишь 3 года спустя. Но воплощение проекта так и не состоялось. Более того, в 1882 году было решено провести новый конкурс, в состав участников которого могли войти и победители предыдущего, и немецкие архитекторы. Правда, оказалось, что все прежние победители к этому времени уже умерли, и конкурсантами стали только немецкие архитекторы, не включенные в первое состязание. Из 189 представленных работ лучшим стал проект Пауля Воллота из Франкфурта. 9 июня 1884 года в основание будущего здания кайзер Вильгельм I заложил первый камень, последние работы были завершены спустя 10 лет.

В облике этой постройки не было ничего случайного: все здание целиком, по замыслу архитектора, являлось символом объединенной Германии и торжества кайзеровской империи, его угловые башни подразумевали четыре немецких королевства, а купол должен был олицетворять собой кайзера Вильгельма II как самого влиятельного лица в государстве. Но так как Вильгельм II был убежденным «куполоненавистником», рейхстагский купол пришлось «посвятить» непосредственно немецкому парламенту.

В ноябре 1918 года в Германии произошла революция. Здание Рейхстага было занято рабочими и крестьянами. Парламентарии, испугавшись, что многочисленные и весьма влиятельные коммунисты провозгласят Германию советской республикой, объявили, что отныне немецкое государство становится буржуазно-демократической республикой. Шли годы. Германия, находясь в водовороте политических событий, стояла на пороге времен III рейха.

...Вечером 27 февраля 1933 года здание охватил шквал огня. Он распространялся с поразительной быстротой, привлекая внимание сотен людей. Место пожара в скором времени посетили вождь национал-социалистов Адольф Гитлер и главный «пропагандист» наци Йозеф Геббельс, а немного позже появился Герман Геринг, в то время председатель рейхстага и политуполномоченный Гитлера, заявивший, что виновниками пожара являются коммунисты. Первым был арестован подданный Нидерландов Маринус ван дер Люббе, несколько лет тому назад состоявший в компартии. Говорили, что он производил впечатление не вполне нормального человека, сдался без всякого сопротивления и вины своей не отрицал.

Спустя несколько дней в берлинском ресторане «Байернгоф» были задержаны три человека, предъявившие при проверке фальшивые документы. Ими оказались граждане Болгарии, в том числе руководитель коминтерновского европейского подполья Георгий Димитров. Эти трое свою вину полностью отрицали, но все равно предстали перед судом на Лейпцигском процессе, на котором Димитров обвинил нацистов в том, что именно они в целях провокации подожгли Рейхстаг. Он знал, что из подвала котельной здания вел подземный ход, заканчивающийся во дворце Геринга. А так как после пожара были обнаружены 50 с лишним очагов возгорания, разбросанных по всему зданию, то становилось очевидно, что эта акция была спланирована заранее и выполнялась группой, которая в условиях строжайшей пропускной системы, да еще со специальными принадлежностями, попасть в здание снаружи просто не могла.

Заключительный вердикт суда был таким: трое болгар были признаны невиновными, а Люббе объявлялся преступником и приговаривался к смертной казни. Приговор был приведен в исполнение в конце 1933 года.

Самым страшным итогом сентябрьского пожара стало введение в силу последним президентом Веймарской республики Паулем фон Гинденбургом, вступившим в сговор с Гитлером, 48-й статьи Веймарской конституции, разрешавшей временное ограничение всех гражданских свобод в период общенациональной опасности. Последствия этого шага не замедлили сказаться. 30 января 1933-го Гитлер был назначен рейхсканцлером, а после смерти Гинденбурга в 1934 году сосредоточил в своих руках всю законодательную и исполнительную власть. В стране был введен запрет на существование всех партий, кроме НСДАП, и установлен режим военной диктатуры.

По всей вероятности, здание Рейхстага символизировало для фюрера старую Германию, а так как он вознамерился построить совершенно новое государство, то вскоре утвердил проект другого здания парламента, разработанный Альбертом Шпеером. Новый Рейхстаг должен был вознестись на высоту 290 м. Но вторая мировая война помешала осуществлению этого плана.

До 1939 года нацисты использовали здание Рейхстага для проведения различных акций по пропаганде антисемитизма, а во время войны он служил базой для немецких ВВС. Во время бомбардировок здание очень серьезно пострадало. В мае 45-го Рейхстаг был захвачен советскими войсками. После капитуляции Германии и краха III рейха Рейхстаг еще долгое время оставался в руинах. Власти никак не могли решить вопрос, стоит его восстанавливать или гораздо целесообразнее снести. Поскольку купол был поврежден еще во время пожара, а воздушными бомбардировками практически разрушен, в 1954 году то, что от него осталось, было взорвано. И только в 1956-м его было решено восстановить.

В начале 60-х, в который уже раз, был объявлен конкурс на лучший проект по восстановлению. Его победителем стал Пауль Баумгартен. Согласно его плану здание было восстановлено и модернизировано. Купол же из-за дороговизны этого предприятия возводить заново не стали. После того как в 1972 году реконструкция была закончена, здание Рейхстага было решено использовать в качестве Немецкого исторического института. В течение последующих 20 лет в нем размещалась выставка под названием «Вопросы немецкой истории».

...Четвертый в истории здания конкурс был объявлен в связи с необходимостью очередной реконструкции. Победителем этого состязания стал британский архитектор Норман Фостер.

Перед началом работ была проведена специальная, не входящая в план реконструкции акция, названная «обертыванием» Рейхстага. В июне 1995-го американский художник болгарского происхождения известный как Христо (настоящее имя Христо Явачев), прославившийся разработанной им техникой эмбаллажа (от франц. emballer — упаковывать), обернул здание Рейхстага фольгированной тканью, превратив его тем самым в произведение современного искусства. Рейхстаг для него — случай особый, «упаковать» его он хотел в течение 20 лет. Так что эта акция, продолжавшаяся всего две недели, была им буквально выстрадана. После ее окончания начались основные работы по реконструкции здания.

Обновленный Рейхстаг был официально открыт 19 апреля 1999 года.

Архитектор

Норман Фостер родился 31 декабря 1935 года в английском городе Манчестер. Закончил сначала Манчестерский университет по специальности архитектура и городское планирование, а затем — Йельский, получив степень магистра архитектуры. Начало его карьеры было очень успешным. Первый же построенный им совместно с Ричардом Роджерсом дом в 1969 году получил премию Королевского института архитекторов.

К 32 годам Фостер создал свою архитектурную фирму и вскоре получил широкую известность, став лидером направления новейшей архитектуры — хай-тека («high tech» — сокращенное от английских «high technology» — высокая технология). Архитектурный хай-тек призван стремиться к эстетическому освоению различных технологических и конструктивных элементов. Фостеру всегда удавалось сочетать в своих проектах и то, и другое. На его счету множество сооружений, получивших мировую известность. Причем Фостеру интересно проектировать здания самого различного назначения, от небольших частных домов до метро, музеев и банков. В 1986 году был возведен Головной офис банковской корпорации Гонконга и Шанхая, в 91-м — Лондонский аэропорт Станстед, в 95-м по его проекту построили метро в испанском городе Бильбао, в 97-м — здание Коммерцбанка во Франкфурте и Конференс Центр и Индастриал Тиатр, в 98-м — Международный аэропорт в Гонконге, в 99-м — Турбоветрогенератор (Wind Turbine Energy Generator) в Германии. Еще задолго до конца века Фостер предлагал проекты двух грандиозных знаковых построек, призванных символизировать уходящее тысячелетие: Башни Тысячелетия — сначала в Токио, а затем, уменьшенную в десять раз, ту же конструкцию — в Лондоне. Эти проекты не нашли своего воплощения, зато настойчивый Фостер добился строительства «Моста Тысячелетия» через Темзу, построенного в 2000 году.

Интересно, что в 1990-м архитектор был посвящен в рыцари самой королевой Елизаветой II, а в 1999-м — удостоен титула лорда.

Изначально проект здания Рейхстага был задуман без купола с огромной плоской крышей, но, в конце концов, Фостер понял, что подобная конструкция будет «занижать» идею, призванную воплотить символ немецкой государственности. Так появился знаменитый фостеровский купол. За проект реконструкции Рейхстага в 1999 году он был удостоен самой престижной «архитектурной» награды — Притцеровской премии, равнозначной Нобелевской (100 тысяч долларов). А благодарная Германия в знак глубочайшего уважения вручила архитектору «Орден за заслуги» — высшую награду в области искусства.

Реконструкция

Общая площадь здания германского парламента составляет 61 166 м2, длина — 137,4 м, ширина — 93,9 м, высота — 47 м, здание имеет 6 этажей. 12 бетонных колонн, каждая весом 23 тонны, несут вес его огромного свода.

Купол Рейхстага имеет диаметр 40 м, его высота составляет 23,5 м, вес 1 200 тонн, из них — стальных конструкций 700 тонн. Обзорная площадка, оборудованная на куполе, располагается на высоте 40,7 м. Находясь на ней, можно видеть и круговую панораму Берлина, и все происходящее в зале заседаний.

Две круговые рампы, ведущие к смотровой площадке, закреплены на внутренней поверхности и имеют спиралевидную конструкцию.

Изюминка фостеровского проекта — огромный зеркальный конус, начинающийся в вестибюле пола 1-го этажа и заканчивающийся у основания внутренней полости купола, представляет собой воронкообразную конструкцию диаметром 2,5 м у основания и 16 м — у потолка. Ее вес составляет 300 тонн, для облицовки были использованы 360 зеркал, причем с тем расчетом, чтобы зеркальная поверхность пропускала солнечный свет в зал заседаний только в часы отсутствия в нем парламентариев. Особые фильтры, вмонтированные в полость конуса, должны были способствовать приглушению отраженного от множества зеркал дневного света.

Общая стоимость проекта Фостера составила 600 млн. марок.

Обертывание

Хотя для здания и его реконструкторов акция стала во многом рекламной, Христо осуществлял ее исключительно на собственные средства, причем немалые — воплощение этой идеи обошлось ему в 7 млн. долларов. Под его руководством за 7 дней специально подготовленная бригада из 200 человек «одела» здание в серебристый чехол.

Это своеобычное направление художественного искусства получило название ленд-арт (от английского lend — земля и art — искусство).

Главный его принцип заключается в использовании реального пейзажа, здания или сооружения в качестве объекта художественного переосмысления. Христо Явачев является крупнейшим и авторитетнейшим ленд-мастером, на его счету, помимо Рейхстага, также «упаковки» 11 флоридских островов, части Австралийского побережья, знаменитый парижский мост Пон-Неф, а также отдельные здания в Берне, Чикаго и Сполето. Следуя заведенной традиции, Христо оставляет тот или иной объект обернутым на несколько дней. Рейхстаг простоял в серебристом чехле 14 дней. И уже после проведения этой акции Фостер приступил к модернизации здания и строительству нового купола.

Материалом для чехла Рейхстага стал серебристый полипропилен общей площадью 100 000 м2. Специальная нить, из которой было соткано полотно чехла, имела протяженность 70 546 км. Общий вес готового полотна — 60 500 кг. По задумке Христо, весь чехол должен был состоять из отдельных прямоугольных полотен, всего их было предусмотрено 70, размер каждого составлял 37х40 м. Рейхстаг «упаковывался» в три этапа: первый — раскрой материала, второй — закрепление отдельных полотен на особых платформах, на третьем, заключительном, этапе чехол был постепенно расправлен и опущен сверху вниз. Так как вес готовой «упаковки» составлял более 61 тонны, ее необходимо было закрепить с помощью специальных конструкций — анкеров. На крыше их было установлено 270, а на окнах — 110.

Общая длина всех стыковочных швов «чехла» составила 520 000 м, ниток же было использовано 1 300 км. Все внешние детали здания также были покрыты специально скроенными «чехлами», повторяющими контуры фрагментов декора: — 4 башни и все 16 статуй, украшающих здание, также были «одеты» в специальные «футляры». Готовую «упаковку» Христо решил обвязать голубыми полипропиленовыми тросами диаметром 32 мм и общей длиной 15 600 м.

Стена памяти

Все мы знаем, что Рейхстаг с водруженным над ним красным знаменем явился для всего мира символом победы над фашизмом, равно как и многочисленные надписи, сделанные советскими воинами на его стенах майскими днями 45-го. Для нас их наличие закономерно и даже законно, а вот о немцах этого не скажешь.

Мало кто знает, что большая их часть была уничтожена уже в 60-е годы во время первой реставрации здания, а вот когда был одобрен проект Фостера по его капитальному реконструированию, вокруг этих «автографов» разгорелись настоящие страсти.

Некоторые парламентарии требовали от архитектора их полного уничтожения, в крайнем случае сокращения площадей с надписями не более чем до 2 квадратных метров. Менее категорически настроенные политические деятели не столь явно обнаруживали свое недовольство, но все равно вряд ли стали бы возражать даже против самых крайних мер.

Поэтому мы должны быть благодарны Норману Фостеру за то уважение, с которым он отнесся к этим реликвиям в процессе реконструкции. Хотя после открытия обновленного здания многие подвергли его позицию остракизму, открыто выражая недовольство тем, что англичанин восстановил и оставил гораздо больше надписей, пренебрежительно называемых «русским граффити», чем оговаривалось ранее.

Оставленная часть надписей сейчас существует на стенах не под музейным стеклом, а так, как и 56 лет назад, — под открытым небом, только для большей сохранности покрытые невидимым защитным слоем. Будем надеяться, что совесть и разум возобладают, и священные для каждого из нас буквы останутся на стенах Рейхстага навсегда.

Егор Земницкий

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения